Posted 20 февраля 2014,, 07:48

Published 20 февраля 2014,, 07:48

Modified 18 августа 2022,, 20:03

Updated 18 августа 2022,, 20:03

По частной мерке

20 февраля 2014, 07:48
Довольно развитому рынку индивидуального пошива Челябинска грозит кризис. И не столько из-за перенасыщения или потери интереса клиентов к услуге, сколько из-за старения персонала.

Довольно развитому рынку индивидуального пошива Челябинска грозит кризис. И не столько из-за перенасыщения или потери интереса клиентов к услуге, сколько из-за старения персонала.

Рынок индивидуального пошива на подъеме: согласно статистике, ежегодно открывается в два раза больше ателье, чем закрывается. Однако высокий спрос сохраняется преимущественно на ремонт одежды, такие заказы составляют 60–90% от общего количества, пошив как таковой не слишком популярен. В Челябинской области богатая история развития и легкой промышленности, и ­ателье. В советское время легпром делился по региональному принципу, а Минлегпром РФ — на несколько швейпромов. Урал­швейпром был вторым по объему выпускаемой продукции после Москвы. Иначе говоря, почти во всех крупных городах Челябинской области работали свои швейные фабрики, параллельно же для модниц и модников, а также тех граждан, которых магазинный ассортимент никак не устраивал, действовала система ателье при комбинатах бытового обслуживания населения. Она была еще более разветвленной — свои ателье работали в каждом районе любого города. Такая ситуация сохранялась вплоть до перестроечного времени: предприятия легпрома активно снабжались госзаказами, одевали всех жителей области и работали на экспорт в другие регионы, ателье работали на местном уровне. Кроме того, процветали мастерицы пошива на дому. Рыночные реалии серьезно скорректировали ситуацию. Большинство крупных швейных фабрик разорилось, некоторые вовремя сменили профиль деятельности и занялись пошивом спецодежды, военной формы, униформы для служащих. Параллельно в начале 90-х появлялись первые частные швейные производства и первые частные ателье. Среди известных — производственное предприятие «Галина» со своим брендом «Примула мод» и ООО «Швейное предприятие «Урал». Однако поток недорогой китайской продукции буквально вылился на Челябинск, угрожая благополучию и швейных кооператоров, и всех оставшихся на плаву ателье как частных, так и государственных. Многие известные бренды, экономя на производстве, начали заказывать популярные модели своей одежды в Китае, что позволило снизить их стоимость. Да и сами китайцы заделались дизайнерами и начали клепать дешевую одежду всех фасонов и размеров. Качество, конечно, оставляло желать лучшего, зато материалы, из которых изготавливались новинки, подкупали неизбалованных российских модниц. Китайцы натурально демпинговали: теперь, чтобы получить интересную вещь, не­обязательно было платить достаточно серьезные деньги за эксклюзив в ателье, можно было сходить в магазин. Многие ателье не смогли вовремя перестроиться и прекратили работу в таких условиях. У руля остались те, кто был готов выживать за счет экспресс-услуг, ведь если необходимость в авторской одежде временно отпала, ремонтировать уже имеющиеся­ вещи люди будут всегда.

Деление по стежку

Сейчас в результате экономических и социальных перестановок рынок индивидуального пошива четко сегментировался. Выделилась линейка салонов премиум-класса («Тиссура», «Модный дом «Я»), авторские ателье с небольшим штатом, бюджетные ателье в проходных местах у ТРК и жилых районов, экспресс-мастерские и компании, которые отшивают сценические костюмы, изготавливают бытовые вещи вроде чехлов на подушки или мягкие детские игрушки. Последних игроков мало, между собой они практически не конкурируют. Другая ситуация с ателье, которые занимаются сугубо индивидуальным пошивом. Всего в Челябинске работает более 200 ателье, но только 40 из них могут сшить действительно качественную одежду на заказ и всего около 7 предприятий выполняют свою работу на люксовом уровне. Специфика бизнес-проекта ателье зависит от задач и найденного персонала. Профессиональные закройщицы, конструкторы, дизайнеры и портнихи позволяют открыть крупное ателье или даже создать модный дом. В таком случае затраты на проект будут внушительными: не считая аренды или покупки помещения, необходимо обзавестись промышленными швейными машинами (б/у — от 10 тыс. руб., новые — от 30 тыс.), прочим техническим оборудованием (затраты на его покупку добавят к смете на открытие еще минимум 250 тыс. руб.), манекенами (плюс еще 150 тыс. руб.), мелкими инструментами, гладильными досками, раскройным столом. «Открыть настоящее ателье сейчас, а уж тем более на рубеже веков было трудно, — говорит Катерина Андронова, дизайнер мужской и женской одежды ООО «Швейное предприятие «Урал». — Во-первых, надо пройти комиссию и получить сертификат, во-вторых, удержаться на рынке хотя бы пару лет и заработать имя, набрать базу постоянных клиентов. По примерным подсчетам, нужен не один миллион, чтобы все организовать. Проще всего создать ателье при успешном магазине тканей».

Современная аристократия

В основном клиенты модных домов и ­ателье — женщины, которые в силу разных причин не могут подобрать себе одежду в обычных магазинах. У подавляющего большинства не получается найти подходящий размер: универсальные лекала, по которым кроят одежду из масс-маркета, идеально подходят только 35% российских женщин. Остальные несут купленное в ателье на подгонку, ищут одежду в непопулярных магазинах и европейских стоках. Индивидуальный пошив предпочитают лишь 10% женщин. Причина низкого спроса на авторскую одежду — ее цена. За счет работы, материалов и общения с клиентом конечная цена изделия в разных случаях будет на 30 – 70% дороже магазинных аналогов. «Иногда клиенты находят подходящую вещь, например пальто, в люксовых бутиках. Стоимость этого экземпляра может колебаться от 80 до 180 тыс. руб., — говорит директор «Модного дома «Я» Татьяна Кияшко. — Мы отрисовываем подходящую модель, учитывая все особенности стиля и фигуры клиентки. Не копируем уже существующую вещь, а воплощаем ее идею и желание в жизнь. При этом стоимость такого пальто не превысит 40 тыс. руб.». Особенно гордятся ателье клиентскими династиями, когда одежду у мастера заказывают бабушка, мама и дочь. «У нас только постоянных клиентов больше 1200 человек, среди которых есть и семьи, — говорит Катерина Андронова. — Заказов много, и большинство из них сложные, очень интересные». Чуть меньше половины клиентов приходят в ателье просто с желанием что-то сшить — пальто, платье или костюм. Процентов 25 конкретно знают, какую модель хотят и с какими пуговицами. А остальные 30% буквально фонтанируют идеями и предлагают художнику с десяток вариантов изделия с какими-то оригинальными деталями. Как бы то ни было, с каждым из клиентов художник и дизайнер тщательно работают, придумывают модели и предлагают несколько вариантов эскизов.

Отдельная категория клиентов — те, кто обращается с корпоративными заказами. Зачастую это предприятия общепита или какие-то крупные корпорации, которым нужна униформа для сотрудников. Однако такие заказы в последнее время поступают не слишком часто. Это связано с нежеланием предприятий создавать корпоративный стиль и нести высокие затраты на униформу. «В нашей практике была работа над одеждой для персонала, разработанной в определенной тематике. Такие комплекты невозможно купить в магазинах спец­одежды, — вспоминает Лилия Васильева, директор «Авторского ­ателье Лилии Ва­сильевой». Иное дело — заказы школьной формы. Однако даже в этом случае многие ателье видят минусы в таком заказе. Непромышленным предприятиям иногда невыгодно браться за корпоративные заказы: ручной труд неоправданно дорог, все мастера заняты отшивом корпоративного заказа в обход основной работы, а конечная стоимость одного такого ручного изделия не всегда устраивает заказчика.

Эксклюзив из эксклюзива

Многие ателье в Челябинске, претендующие на звание модного дома или просто крупного ателье высокого класса, выросли из магазинов тканей. Ярким примером могут служить премиум-салоны «Тиссура», чьи модные магазины тканей и ателье есть не только в Челябинске, но и в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Своим запасом тканей может похвастать и «Модный дом «Я». У них есть достаточный ассортимент итальянских тканей, которые они заказывают через посредников и напрямую у производителя. Достоинства такого подхода просты: ведущий специалист салона лично выбирает модные расцветки и качественные материалы, а клиенты получают пусть не 100%-ную, но гарантию на эксклюзивный узор, украшающий вещь.

Дизайнеры и модель­еры заранее знают, какие цвета и рисунки будут актуальны в следующих сезонах, поэтому отбор материалов осуществляется на год вперед. «Демонстрация всех текстильных новинок осуществляется регулярно на Premiére Vision Moscow — выставке в столице, где собираются представители крупнейших зарубежных фабрик, дизайнеры ателье и модных домов со всей страны, — поясняет Татьяна Кияшко. — Я бываю на этой выставке, знакомлюсь с тенденциями, а потом выбираю необходимые нам материалы и составляю заказ на ближайший сезон. При этом подчеркну, что мы никогда не заказываем рулонами, так как ориентируемся на клиентов и на уникальность». Персональным запасом тканей может похвастать и «Урал». «Мы привозим ткани, кожу и фурнитуру из Италии, Эмиратов, Турции, — говорит Катерина Андронова. — С одной стороны, работать напрямую с поставщиками проще, с другой — нужно оплачивать доставку товара, растаможку. К тому же сейчас многие поставщики уже не отдают ткани на реализацию, они хотят, чтобы с ними рассчитывались сразу за поставку товара. Есть сложности, но иметь свой ассортимент тканей — это престижно».

Удел же некрупных ателье, не обладающих достаточным бюджетом, — выбирать ткани для изделий из тех вариантов, что предлагает рынок. «В Челябинске много магазинов тканей, у каждого из них большой ассортимент, но проблема в том, что этот ассортимент практически идентичен, — говорит Лилия Васильева. — Если исключить из анализа премиум-бутики вроде «Тиссуры», предложения большинства магазинов завозятся от одного производителя. В своей работе я подбираю ткани и фурнитуру вместе с клиентом: просто идем по магазинам, пробуем на ощупь, прикладываем к лицу и фигуре, идет ли цвет, рисунок, фактура. Бывает и такое, что не находим нужного варианта. В этом случае приходится менять идею, детали или конструкцию изделия». В случае же если клиент приходит со своим собственным материалом и настаивает на его использовании, ни один мастер не даст гарантию на качество изделия.

Цех старых мастеров

Основная проблема этого, пусть и небольшого, но насыщенного рынка — старение персонала. Об этом говорят все без исключения игроки. Загвоздка в том, что новички получают среднее специальное образование в училище, а идти на работу в ателье не хотят, потому что неопытному мастеру не доверят сложную, а значит, дорогостоящую работу. И высокий оклад в ­ателье новичкам не предлагают. А терпения в совершенствовании хватает лишь единицам. «Персонал — это действительно самая серьезная проблема, — сетует Татьяна Кияшко. — Практически все сотрудники ателье — взрослые, опытные женщины. Многие из них получили одинаковое образование в самом популярном челябинском училище № 109. Когда-то там учили портных, а теперь выпускают художников-модельеров, и эти модельеры считают, что в ателье работать непрестижно». Процесс старения цеха повсеместен: единицы выпускниц ПТУ после получения первичного образования остаются в профессии и идут учиться на конструктора-закройщика. Такие молодые специалисты на вес золота. Правда, возникает и вторая проблема: курсов дальнейшего повышения квалификации для швей не существует. Мастерам остается лишь самосовершенствоваться. «Если приличную швею еще можно найти, то достойных закройщиков-портных очень мало, — говорит Катерина Андронова. — На рынке осталась лишь небольшая группа специалистов старой закалки. Но многие из них уже в возрасте. Молодые не хотят учиться этому ремеслу, потому что работа по-настоящему сложная, кропотливая, требующая аккуратности и мастерства. К тому же рано слабеет зрение, и постоянно приходится дышать ­пылью от материалов. Последние два года в челябинских училищах даже набора по профессии «швея» не было». И пусть удар по отрасли будет нанесен не так скоро (сейчас опытным сотрудницам челябинских ателье лет по 40 – 60), перспектива эта для рынка индпошива не самая радужная. Вполне естественный выход — пытаться растить специалистов самим. Так поступают во многих крупных челябинских ателье. Например, в «Модном доме «Я» регулярно организовывают так называемый техсовет, на котором опытные сотрудники делятся знаниями с новичками, показывают готовые изделия, объясняют какие-то тонкости работы. Другой вариант — учиться у именитых мэтров заочно. Частенько в ателье заглядывают обеспеченные женщины, которые могут себе позволить не только заказать наряд на выход, но и купить понравившуюся вещь в каком-нибудь итальянском или французском бутике. Многие клиентки охотно демонстрируют приобретения своим портнихам, а те не упускают шанса посмотреть, как и по какой технологии сшито изделие, какие швы используются.

Единственный сегмент этого рынка, который не слишком страдает от низкой профессиональной подготовки персонала, — экспресс-ателье. Простейшие услуги вроде укорачивания брюк или замены молнии не требуют высокой квалификации мастера, а оплата такого труда при условии стабильного потока клиентов может конкурировать с зарплатой менеджера среднего звена. В результате получается некий замкнутый круг: зачем учиться, если низкокачественная работа тоже нормально оплачивается? «Я думаю, что в дальнейшем ситуация никак не изменится, — говорит Алена Никулина, владелица небольшого ателье «Одежда» на ЧТЗ. — Немногих молодых специалистов будут заманивать модные дома, а удел авторских ателье один — оставаться частным и, главное, семейным бизнесом. Как в нашем варианте: мама передала свои знания мне, а я — своей дочери».

От сарафана к сарафану

В качестве способа продвижения большинство средних и даже крупных ателье используют старый и проверенный способ сарафанного радио, когда слава о мастере того или иного предприятия передается от клиента к будущему клиенту. «Это самый работающий способ, — уверяет Лилия Васильева. — Мы давали рекламу в журналах, активно продвигаем свой сайт, но большинство заказов все равно идет от знакомых и знакомых знакомых. Другой и в принципе эффективный метод — участие в городских конкурсах и модных показах. Я принимала участие в «Платье города», побеждала и занимала призовые места в «Тиссура-кутюр», телепроекте «Битва стилистов», была партнером у многих городских фестивальных мероприятий и шила костюмы для участников. Вот это на самом деле работает».

Крупные модные дома от собственных показов практически отказались. «Мы не проводим собственных показов, этот способ рекламы неэффективен. Зато регулярно участвуем в VIP-дефиле конкурса «Платье города», где знакомим клиентов с модными тенденциями и сами получаем новый опыт, — рассказывает Татьяна Кияшко. — А вот телевизионная и инернет-реклама работает. Мы много лет поддерживаем дружеские и деловые отношения с программой Beauty Time, подбираем костюм для ведущей и ведем свой спецпроект». Небольшие ­ателье в медиапространство даже не суются, понимая, что это бессмысленно. «Я не получу никакого эффекта, если начну давать объявления по городу или дорогостоящие макеты в журнал, — комментирует Алена Никулина. — У меня нет такого рекламного бюджета. Зато я потратилась на красивую вывеску и раздачу листовок на улицах, возле крупных магазинов в районе расположения ателье. Могу подтвердить: это работает».

Рынок ателье в Челябинске можно было бы назвать перенасыщенным, если бы у него были пределы. Низкий профессио­нальный уровень специалистов искусственно регулирует число ателье: успешные остаются, слабые уходят, освобождая дорогу новым перспективным проектам. Мода на дизайнерскую индивидуальную одежду сейчас на самом пике, поэтому ателье будут всегда находить своего клиента и иметь пусть небольшой (в пределах 10 – 15% от выручки), но стабильный доход.

сергеева.jpgСветлана Сергеева, директор ателье «Визави»:

— Практически каждое ателье помимо пошива одежды предлагает дополнительно широкий спектр услуг. Такой подход диктуют реалии рынка. Клиенты требуют комплексного обслуживания, к тому же ни одно изделие не может существовать отдельно от аксессуаров. Поэтому большинство специалистов местных модных домов и ателье готово пройтись с клиентом по магазинам, подобрать к сшитому платью или пальто аксессуары или, что удивительно, помочь очистить гардероб. Услуга похожа на действие, разворачивающееся в программе «Снимите это немедленно». И она пользуется большой популяр­ностью. На самом деле многие известные женщины нашего города не всегда разбирались в моде — ошибались в выборе блузки или обуви, сложнее всего было с аксессуарами. Бывало, что мы проводили консультации даже по телефону.

"