Posted 29 августа 2014,, 05:53

Published 29 августа 2014,, 05:53

Modified 18 августа 2022,, 20:03

Updated 18 августа 2022,, 20:03

Фестиваль неправильного кино-2014: В Техас через Париж и Барселону

29 августа 2014, 05:53
Каждый год фестиваль, организованный журналом «Выбирай», удивляет неправильным кино — тем, которое не попадает в прайм-тайм, на премьеру которого не выстраивается очередь у попкорн-аппарата и ради которого в Москву не возят Брэда Питта. Но можете быть уверены: это кино — всегда живое и всегда вкусное. И всегда разное.

Каждый год фестиваль, организованный журналом «Выбирай», удивляет неправильным кино — тем, которое не попадает в прайм-тайм, на премьеру которого не выстраивается очередь у попкорн-аппарата и ради которого в Москву не возят Брэда Питта. Но можете быть уверены: это кино — всегда живое и всегда вкусное. И всегда разное.

Любить в Барселоне

1kinopoisk.jpgПо устоявшейся традиции режиссеры стремятся выжать в киноальманахи максимум звездного актерского состава. Ромком «Летняя ночь в Барселоне» (16+) напрочь лишен этого синекванона (единственный актер, кто хоть каким-то боком засветился, — Хан Корнет, сыгравший у Альмодовара в «Коже, в которой живу» мужской прообраз главной героини), но от этого только выигрывает — фильм дышит свежестью. Дебютирующий режиссер Дани де ла Орден вообще, кажется, проводил кастинг по двум критериям: ты должен быть каталонцем (то есть уметь передать дух Барселоны на генетическом уровне) и должен быть красивым, чтобы соответствовать визуальному перфекционизму города. По сюжету фильм — спайка шести историй, объединенных классическим триединством: место — Барселона, время — ночь 18 августа 2013 г., когда над городом пролетает комета, действо — линейные лавстори с кульминацией и развязкой. Истории жизненные, наивные, а главное — искренние. Мы проходим мимо таких каждый день, но не каждый день их освещает яркая комета таланта молодого испанского режиссера.

Быстрые, яростные, совестливые

2kinopoisk.jpgДатский кинематограф переживает грандиозную эпоху. И это не только тяжеловесные фон Триер, Виртенберг или Биер, это и молодые дерзкие таланты формата Кристиансена, который уже номинировался на «Оскар» за короткометражку «Ночью». Режиссер работает на стыке жанров, пытается примирить мейнстрим и артхаус, недаром в бюллетене Роттердамского фестиваля «На грани» (16+) описали как смесь «Форсажа» и «Преступления и наказания». И действительно, фильм, записанный в криминальные триллеры, начинается высокооктановым стритрейсингом по ночному Копенгагену под хард-роковый саундтрек. Пара автослесарей куражится таким вот образом ровно до тех пор, пока один из них не сбивает девушку-пешехода — невинную овечку обстоятельств. Тут же ритм, монтаж и саундтрек замедляются и трансформируются в большую драму с крутым уклоном в Достоевского. Впрочем, Кристиансен не глупец, поэтому драйв «Форсажа» просто отходит на второй план, но временами вылезает то любовным треугольником, то кражей.

Печеньки для пианиста

3kinopoisk.jpgЧетырежды номинант на «Оскар»

(за мультфильмы «Трио из Бельвиля» и «Иллюзионист»), Сильвен Шоме переметнулся с лирической комедией «Мой Аттила Марсель» (16+) в мир игрового кино. Его персонажи притом остались анимационными, гротескными, монохромными, но по-семейному добрыми. Больше всего «Мой Аттила Марсель» — это сказка для взрослых, очень светлая и романтичная история про неординарных людей, которые то грустят, то вдруг становятся счастливыми. Этот эмоциональный перелив сопровождает каждого героя, но в первую очередь касается протагониста Поля, пианиста 33 лет, живущего вместе с тетками и не знающего ничего, кроме пианино. Однажды соседка сверху, взбалмошная буддистка, зазывает его, кормит галлюциногенным печеньем и открывает ему цветной мир грез. По характеру исполнения «Мой Аттила Марсель» похож на что-то среднее между «Амели» (у фильмов общий продюсер) и «Пеной дней». От первого Шоме взял идею тихой сапой проводить революцию сознания, от второго перенял умение интегрировать яркие фантасмагории из разряда «оркестр гигантских лягушек аккомпанирует» в мир живых людей.

Гляжу в себя как в зеркало

4kinopoisk.jpg«Двойник» (16+) — единственный нуарный фильм фестиваля, но самый громкий по актерскому составу. Британское независимое кино тем и прекрасно, что может запросто привлекать актеров величины Васиковски и Айзенберга. Даже в Америке с этим все сложнее. У руля «Двойника» — Ричард Айоади, отметившийся как актер в «Компьютерщиках» и режиссер «Субмарины». Сюжет — фанфик одноименной повести Достоевского, переведенной на современный язык и снятой в бурых тонах антиутопической гэдээровской конторы 1980-х. В центре сюжета зиждется Саймон, нерешительный бухгалтер, этакий маленький человек, живущий под гнетом собственных страхов. Он хочет карьеру и сотрудницу по работе, но не умеет их добиться. Ситуация усугубляется, когда появляется тот, кто умеет: пройдоха и ловелас Джеймс, внешняя копия, альтер-эго Саймона и его шизофренический гештальт. Смачный в своем психологизме, «Двойник», сценарно похожий на «Бойцовский клуб» Финчера, все же острее. И (удивительно, да?) добрее.

Окна в жизнь

5kinopoisk.jpg«Открытые окна» (16+) — единственный фильм программы с фантастической начинкой. Картина поездила по нескольким важным тематическим фестивалям, где испанец Вигалондо номинировался на лучшего режиссера, хотя фантастики в узком смысле в фильме немного. Самое фантастическое — это Саша Грей, экс-XXX-актриса, играющая заносчивую актрису Джилл с целой армией поклонников, неофициальным генералом которой является Ник (Элайджа Вуд). Нику сначала везет (он выигрывает ужин с Сашей Грей), потом не везет — какой-то маньяк втравливает его в вуайеристский шпионаж за актрисой. Фильм снят в жанре мокьюментари: все действия, поданные в нон-стоп-режиме а-ля «Адреналин», зритель видит через веб-камеры, видеонаблюдение и маленькие шпионские камеры, спрятанные по всем углам жизни Джилл. В общем, в чистом остатке мы имеем клубнику без комплексов, запрятанную в динамичный кибертриллер с оммажем хичкоковскому «Окну во двор».

Художники с большой дороги

6kinopoisk.jpg«Властелин разметки» (16+) — это наш фестивальный хит с мегаталантливым режиссером Дэвидом Гордоном Грином, выигравшим с этим фильмом «Серебряного медведя». Грин умеет снимать отрывные молодежные комедии типа «Ананасового экспресса» и вдумчивые драмы вроде недавнего «Джо» с Кейджем. Во «Властелине разметки» оба этих жанра переплелись. Здесь нашлось место и качественному бадди-юмору от двух главных героев, отправившихся наносить дорожную разметку в провинциальный Техас, и неспешному осмыслению жизненных устоев. Под дикий саундтрек от Explosions In the Sky, под нестерпимо красивые пейзажи, под классную игру Пола Радда с дурацкими усами разворачивается эта эстетически идеальная картина.

Красиво жить не запретишь

7kinopoisk.jpgФразой «Париж — город любви» не зацепишь, но эта максима — главная соль фильма Одри Дана. Все рассказанные ею истории, которые она соскребала по сусекам жизненного опыта, как и своих актрис, которых каждый раз убеждала лично в разумности своей безумной затеи, — так или иначе, но про любовь. Точнее, про любовь глазами женщины в самых разных ее проявлениях: матери, любовницы, жены, стервы, дуры, львицы, рохли и пр. В общей сложности это 11 откровенных историй, прожитых за 28-дневный цикл, во время которых Дана «заглядывает им под юбки» (это оригинальное название фильма). «Красотки в Париже» (16+) — легкий жанр, этакий франкоманский «Секс в большом городе», но легкость эта исключительно внешняя, изнутри утяжеленная россыпью цвета национального кинематографа: от Аджани до Белаиди, от Летиции Касты до Ванессы Паради, от Флеро до Накаш. Не все актрисы физически красивы, что уж, но поданы они так эмоционально, так гастрономически искусно, так очаровательно и нелепо, что не считать их красивыми — это, извините, моветон.

Все на моей стороне

8kinopoisk.jpgМного музыкального материала — это самая простая и самая эффективная формула успеха фильмов про легенд шоу-бизнеса. И режиссер Джон Ридли (из несомненных заслуг которого — соавторство сценария к «Трем королям» и «12 лет рабства») полностью придерживается заданного курса. В фильме «Джими Хендрикс» (16+) описан ранний этап карьеры гитариста и виртуоза: 1966 и 1967 годы — самые сочные в жизни музыканта, когда он из подающего надежды маргинала из посредственного нью-йоркского клуба вырывается на авансцену гитарной музыки. Линда Кит, Чес Чандлер, Кэти Этчингем — все знаковые личности из биографии Хендрикса здесь. Синглы «Битлз», Мади Уотерза, Билли Робертса и других авторов, которые играл Хендрикс до записи первого альбома, здесь. Как и волнующая история жизни легендарного музыканта.

Фестиваль пройдет с 25 сентября по 8 октября в КРК «Мегаполис» и РК «Этаж». Подробности на vibirai.ru.

"