Posted 6 мая 2015,, 12:02

Published 6 мая 2015,, 12:02

Modified 18 августа 2022,, 20:04

Updated 18 августа 2022,, 20:04

Дизайн-субботник / 3 серия: Стиль заповедника «Аркаим»

6 мая 2015, 12:02
Компания «Отцы» совместно с «Курсом дела» продолжает проект под названием «Дизайн-субботник». Раз в две недели по субботам «Отцы» собираются в своем офисе, чтобы за несколько часов переосмыслить логотип одного из известных челябинских брендов, комментируя ход своих мыслей.Таким образом, мы, как и в случае с обычным субботником, предлагаем украсить мир вокруг себя, повысить уровень визуальной культуры и продемонстрировать процесс поиска идей и решения дизайнерской задачи.

В третьей серии дизайн-субботника ( в первых двух переосмыслению подверглись логотипы «Интерсвязи» и «Солнечной Долины») мы решили обратить внимание на брендинг знакового туристического объекта Челябинской области, России и всего мира — историко-культурного заповедника «Аркаим». Туристический брендинг — важная тема, которая приобрела особую актуальность в последнее время.

Стоит сразу признать, что существующий знак нельзя назвать плохим или непрофессиональным. Это совсем не значит, что айдентика и визуальный облик бренда не нуждаются в серьезном переосмыслении. Главная проблема бренда «Аркаим» состоит в том, что его название в силу разных причин вовремя не стало зарегистрированной торговой маркой. Этот факт привел к появлению огромного количества брендов с аналогичным именем или вариациями на его основе. Поиск картинок по запросу «Аркаим логотип» выдает десятки результатов разного уровня качества, среди которых совершенно невозможно с ходу отыскать самый главный, родительский бренд, а вот это уже по-настоящему серьезная проблема для объекта, являющегося национальным достоянием.

Оказывается, что эта проблема есть не только у нас, почти аналогичная история случилась со Стоунхенджем, и в настоящее время ее активно пытается решить институция под названием English Heritage.

002.jpg001.jpg

Очевидно, что решение выходит далеко за рамки простой переделки значка, в данном случае это второстепенный компонент, и, сколько его ни переделывай, этот шаг не способен хоть как-то усилить бренд. Существующий символ вполне подойдет для основы, нужно лишь избавиться от лишних деталей, осовременить линии и снабдить его оригинальной и звонкой надписью. Рисуем буквы на стыке стилей и мотивов, достаточно характерные для придания узнаваемости.

Гораздо важнее создать звучный и заметный фирменный стиль, который будет способен выделить объект на фоне агентств недвижимости и строительных компаний со словом «Аркаим» в названии, обозначить его уникальность и значение. Стиль должен объединить и унифицировать визуальное окружение и все, что имеет отношение к бренду, — от сайта и рекламы до сувениров и навигации на территории. К сожалению, сегодня бренду катастрофически не хватает системности.

006.jpg011.jpg

В этой серии нам вряд ли удастся выдать решение, близкое к финальному, мы лишь сможем заострить эту тему и сделать первый шаг в правильном направлении.

Важно, чтобы создаваемый стиль имел возможность развиваться и жить собственной жизнью. Необходимо аккуратно и с достоинством подойти к каждой детали, вывеске, указателю, табличке у экспоната, чтобы убрать налет местечковости, подчеркнуть масштаб заповедника и его историческое и культурное значение.

Novoselova_Taganay_007.jpgЭльвина Новоселова, заместитель директора национального парка «Таганай» по туризму и экологическому просвещени:

— Прежний логотип «Аркаима» лично на меня особого впечатления не производил. Что касается результатов работы дизайнеров, то я отметила попытку обозначить связь времен и цивилизаций путем выбора клинописного шрифта. Мне кажется, разработчики на правильном пути. Но в предложенном варианте фирменного стиля мне пока не хватает энергетики места, ведь «Аркаим» — это некий узел времени, где прошлое, настоящее и, возможно, будущее сплелись тесно. Это бескрайние степи, древние городища и капища. Все эти ассоциации и должны возникать при взгляде на логотип. В данный момент таких ощущений нет, кроме того, есть определенная похожесть на символику одного из российских заповедников — Хакасского. Впрочем, эти нюансы видны «насмотренным» специалистам, а не обычным посетителям. Я уверена, что если бы это была настоящая работа, а не попытка переосмыслить, дизайнеры со временем решили поставленную задачу и «Аркаим» получил бы стиль, достойный этого невероятно притягательного места.

DSC_0142-16_01.jpgАлександр Брюханов, директор национального парка «Зюраткуль»:

— Мне показалась удачной и актуальной сама идея, а вот результат оставил двойственное впечатление. Примеры, в которых дизайнеры обыгрывают варианты применения нового стиля, вопросов не вызывают: соотносящийся с представлением о Стране городов шрифт, цвета, компоновка — эта часть работы выполнена профессионально и на высоком уровне. Ошибка, которую, по моему личному мнению, допустили дизайнеры, в другом: они оставили непереосмысленным исходный логотип. А в нем, на мой взгляд, корень проблемы: этот деревообразный символ плохо соотносится с тем, с чем ассоциируется «Аркаим», — древним городищем. Ведь что первым вспоминается, когда мы говорим «Аркаим»? Вид раскопа с высоты — круг с радиальными сотами, именно он давно стал неофициальной эмблемой «Аркаима». И, на мой взгляд, вполне заслуженно: все же древний город — это главная ценность заповедника. Если бы за основу работы был взят этот символ, ее результат, по-моему, был бы намного более убедительным.

Дмитрий-Довбня_01.jpgДмитрий Довбня, генеральный директор рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф»:

— В целом ход мыслей дизайнеров, несомненно, правильный: «Аркаиму» нужен сильный, современный и убедительный фирменный стиль, усиливающий один из главных наших туристических брендов. Для этого в работе применили, как мне кажется, удачный шрифт — он близок и к рунам, и к клинописи. Теперь о том, что мне кажется спорным. Это логотип. Да, дизайнеры несколько осовременили его: убрали лишние детали в полном соответствии с модными сейчас в графике логотипов тенденциями упрощения и минимализма. Но основную задачу это не решило — к заслуженно растиражированному солярному символу, который давно стал неофициальным логотипом «Аркаима», новый символ так и не приблизился. Если хорошо приглядеться, конечно, можно обнаружить отдаленное сходство, но для этого надо иметь сильное желание. Гораздо явственнее считаются ассоциации с древесным листом, деревом, человеком, который поднял руки над головой. Все это создает смыслы и образы, далекие от ассоциаций с «Аркаимом».

Редакция «Курса дела» и компания «Отцы» выбирают кандидатов на редизайн логотипа самостоятельно на основе собственных критериев. Оплата со стороны выбранной компании не допускается.

"