Posted 3 декабря 2013,, 10:39

Published 3 декабря 2013,, 10:39

Modified 18 августа 2022,, 20:03

Updated 18 августа 2022,, 20:03

Гитарный доктор

3 декабря 2013, 10:39
Купить хорошую гитару уже не проблема. Но мало кто из начинающих гитаристов знает, где можно отремонтировать инструмент или довести его до ума. В Челябинске эту сервисную брешь закрывает мастерская скромного педагога дополнительного образования Антона Курочкина.

Купить хорошую гитару уже не проблема. Но мало кто из начинающих гитаристов знает, где можно отремонтировать инструмент или довести его до ума. В Челябинске эту сервисную брешь закрывает мастерская скромного педагога дополнительного образования Антона Курочкина.

В музыкальных кругах Курочкин известен не только как мастер по ремонту и изготовлению гитар, но и как специалист по звуковой и световой аппаратуре. Началось это увлечение, переросшее в серьезную и редкую профессию, 14 лет назад. Тогда в школьном ансамбле Антон по просьбе товарищей впервые сел за пульт звукооператора и начал «выруливать» звук на концерте. Сперва крутил ручки с опаской, потом втянулся в процесс, а еще какое-то время спустя сам ощутил сильное влечение к электрогитаре, которое затем переросло в жажду обладания собственным инструментом. «Жили мы довольно скромно, поэтому купить фабричный инструмент у меня не было возможности, — вспоминает Антон. — Зато отец уже в раннем детстве научил меня работать руками. Поэтому свою первую электрогитару я сделал сам, с оглядкой на ­статьи из советских журналов типа «Моделист-конструктор» и собственную ­интуицию. Выглядела она достаточно чудовищно. Тем не менее года два я активно на ней играл, а потом даже ухитрился перепродать ее кому-то». Так у будущего гитарного мастера пробудился интерес к этой сфере деятельности, помноженный на пару умелых рук и неподдельную любовь к музыке.

Ликбез для гитариста

DSC_2236.jpgСейчас мастерская Курочкина, как говорится, хорошо известна в узких кругах: поток владельцев гитар, которые относят свои «палки» на ремонт и профилактику, довольно стабилен. Первая категория клиентов мастерской — это владельцы свежекупленных инструментов и те, кто продает им эти инструменты, хозяева музыкальных салонов. И те, и другие приходят с заказами на мелкий текущий ремонт и предпродажную или постпродажную подготовку гитар. Такая доводка — это неизбежная реальность нашей жизни. Виной тому российский климат, несравнимый с климатом Америки и Юго-Восточной Азии, где производится почти вся гитарная продукция. Курочкин утверждает, что из-за климатических различий 99,9% гитар любой ценовой категории нуждаются в профилактическом осмотре или ремонте уже через пару месяцев после покупки. Причина — малая влажность воздуха в наших квартирах с центральным отоплением. Гитаре нужна влажность не ниже 45%, а у нас зимой она снижается до критических 20–30%. С этим фактом многие из начинающих гитаристов вообще незнакомы, поэтому и удивляются, когда их новенький инструмент вдруг трескается и перестает держать строй, загибается винтом гриф. Многие вообще не владеют навыками ухода за инструментом, который нуждается в ласке и смазке. С гитары надо периодически стирать пятна жира и пота, менять и правильно накручивать струны, шлифовать лады. Мастер все это делает, а заодно проводит ликбез для шестиструнных неофитов, объясняя, что своевременная прошлифовка ладов, последующая их закатка и наклеп — это как «Отче наш» хоть для любителя, хоть для исполнителя-профессионала. К примеру, ресторанные музыканты, интенсивно эксплуатирующие инструмент, шлифуют лады примерно раз в три месяца. При этом комплект ладов в среднем можно прошлифовать три-четыре раза, потом их надо менять. Электроника, которой нашпигована электрогитара (всевозможные переключатели и потенцио­метры), тоже не вечная. У хорошего потенциометра рабочий ресурс примерно 10–15 тысяч циклов, но он сильно уменьшается, если гитара находится в агрессивной среде. Например, никотиновые смолы в прокуренном кабаке укорачивают жизнь потенциометра не меньше, чем жизнь самого гитариста. Струны, седла, порожки тоже нуждаются в замене, и чем активнее гитарист, тем быстрее они изнашиваются. Так что народная гитарная тропа к владельцу мастерской не зарастает. Цены на текущий ремонт сравнительно невысоки — в среднем он обходится заказчику от 500 до 2000 руб. Ремонт посложнее может доходить и до 10 тыс. руб., обычно он связан с заменой ладов и лакокраской. С подобными заказами к Курочкину все чаще обращаются люди из второй категории клиентов, которую для себя Антон именует «возвращенцами». «Это люди, которые в 80-е годы играли в группах или просто терзали гриф по молодости, — поясняет мастер. — Потом они выросли, закинули гитару на шифоньер и занялись серьезным делом. Сейчас у них налаженный бизнес, достаток, дети выросли, вот и просыпается ностальгия по мятежной юности. Тогда они достают с антресолей древние гитары — самопальные, чешские, восточногерманские — и просят привести их в божеский вид».

В Америке Россия купила пароход

DSC_2322.jpgЕще одну статью доходов мастерская получает из-за границы: лет пять назад из американских интернет-магазинов в Россию хлынул поток фирменных электрогитар, зачастую пребывающих в довольно скверном состоянии. В США объем вторичного гитарного рынка, своего рода музыкальной комиссионки, велик. Как правило, на нем продаются неплохие гитары, изготовленные в 80-е годы, ремонтировать которые на исторической родине — себе дороже. Нет, гитарных мастерских в Америке намного больше, чем в России, но ценник высок. Да и традиции несколько иные: поколениями мастера-ремонтники в США специализировались на инструментах для кантри-музыки. Починка слайд-гитар, укулеле, резонаторных гитар и банджо — очень большой сегмент рынка, в котором трудятся лучшие мастера. Они чинят и раритетные электрогитары 50–60-х годов, но весь прочий секонд-хэнд уходит через eBay в Россию. И часть его попадает прямиком на верстак Антона Курочкина, который называет такие инструменты «гитары-доноры». Антон полностью переделал и воссоздал около 20 подобных гитар, еще три находятся в работе сейчас. Но в последнее время он старается потихоньку избавляться от таких заказов: неинтересно, хоть и приносит кое-какой доход. Если проводить аналогию с работой автосервиса, то реставрация такой «гитары-донора» — это как клеить обвесы и пилить пружины амортизаторов, чтобы клиренс был поменьше, на какой-нибудь древней «Ладе» или иномарке. Такую работу автомеханики называют «труба-губа-наклейка» — это описание как нельзя лучше подходит к работе с привозными гитарами «второй свежести».

Не по общему лекалу

Несмотря на то, что сейчас практически в любом специализированном салоне полно импортных гитар, спрос на инструменты ручной работы стабильно растет, что, конечно же, не может не радовать владельца гитарной мастерской. В основном с такими просьбами к Антону тянутся бас-гитаристы, любители «копнуть звук поглубже», радеющие за мелкосерийные инструменты. Это не только челябинцы — к Курочкину приезжают из Екатеринбурга, Сургута, Уфы, Перми и Казахстана. «Обычные гитаристы более зашоренные люди, — замечает Антон. — Они в основном предпочитают проверенные марки — Fender и Gibson».

Технология изготовления гитар во всем мире примерно одинаковая: делается шаблон с помощью специальной компьютерной программы, а также ручной фрезер и первоначальная вырезка. Все финальные операции и покраска производятся вручную. Но главное — это хорошее дерево, от которого зависит звучание инструмента. Добыть его можно из двух источников: в Штатах есть магазины, поставляющие заготовки нужных габаритов. Это стабилизированная подготовленная древесина, выдержанная до 7%-ной влажности. Стоит недешево. К тому же США уже запретили вывоз ряда ценных пород, таких, например, как гондурасский махагон, за границу. Заказчикам приходится хитрить, покупать его на территории Штатов и переправлять по почте, что увеличивает накладные расходы. Появились подобные магазины и в России, но они иногда халтурят, и у Антона к ним скептическое отношение.

«Американский брусок лежит три месяца и ничего — не трескается, не коробится. У наших бывают проколы», — замечает мастер.

DSC_2310.jpgПервый этап изготовления индивидуальной гитары — утверждение проекта, занимающее около недели. Заказчик приносит эскизы, заполняется анкета и утверждается проект. Затем следует закупка материала — дерево из Штатов едет примерно месяц. И даже после получения заказа заготовке надо дать отлежаться минимум месяц, а лучше два-три, и посмотреть, как ведет себя древесина. Только потом заказчик должен будет внести 20–30% предоплаты, и мастер начнет работу над инструментом. Если проект несложный, то на изготовление уходит месяц. Какова цена вопроса? Качественное дерево на гитару стандартной породы обойдется минимум в 15–20 тыс. руб. Фурнитура (колки, бридж, ремнедержатели) — еще в 10–15 тыс. Датчики, гнезда и прочие электронные потроха — тысяч в 10–12. Анкер, лады, порожек, инкрустация — еще 5–6 тыс. руб. За работу мастер берет в среднем 20 тыс. руб. В итоге выходит сумма порядка 40–60 тыс. руб. Это ценник добротного фирменного инструмента, но за рубежом подобные мелкосерийные мастеровые инструменты стоят от $3 тыс. и выше.

Делать гитару с нуля, по мнению Курочкина, намного проще и приятнее, чем реставрировать «гитару-донора», которая постоянно выкидывает какие-нибудь фортеля. И самое главное — изготовление мастеровых гитар поднимает профессиональную репутацию. На сегодняшний день Антон Курочкин создал 15 не имеющих аналогов инструментов, которыми вполне справедливо гордится. И сейчас репутация начинает работать на него: недавно ему поступил заказ на изготовление колесной лиры — средневекового струнного инструмента.

Антон Курочкин, гитарный мастер: «Как правило, за изготовление гитары с нуля я беру меньше обычного, поскольку это интересно мне самому. Если попросят создать точную копию «Стратокастера», я сделаю калькуляцию, и он будет стоить как фирменный инструмент класса люкс, но его и в магазине можно купить — к чему тогда огород городить? Вообще алгоритм здесь такой: стоимость работы и стоимость дерева примерно одинаковы. Толковый заказчик обычно сам приобретает фурнитуру, железо и электронику — какая ему по душе».

"