Диски в резервации

Диски в резервации
Аналитика

16 октября 2012, 18:19
Постепенное превращение CD из массового продукта в нишевой уже привело к зачистке местного медиарынка. Однако следующей товарной группой риска постепенно становятся и DVD.

Уходы с музыкой

PR03-4259.jpgТорговля музыкой в ее физическом воплощении — музыкальными СD-дисками — становится малопривлекательным занятием с точки зрения большого бизнеса, поскольку и сами физические носители уже перестали быть товаром массового спроса. Ровно 6 лет назад (в 2006 г.) журналисты «Курса дела» живописали грядущее рыночное оживление, вызванное практически единомоментным выходом на рынок сразу нескольких мультимедийных сетей федерального масштаба — концерна «Союз» и «Хит-зоны». И оно наступило: «Союз» застолбил себе место в ТРК «Фокус», «Хит-зона» — в «Горках». Чуть позже к ним на короткое время присоединилась екатеринбургская сеть «Сфера» — таким образом некогда полноправный хозяин местного медиарынка, «Уралтон», пытался усилить позиции. Впрочем, к тому времени к активной торговле звуками и изображением подключилась масса других игроков: на полках книжных супермаркетов вроде «Лас-Книгаса» и «Литеры» прочно закрепился CD- и DVD-ассортимент. Примерно такие же муз- и видеоразвалы организовывались в каждом крупном продуктовом супер- и гипермаркете. Не менее активно разнообразили товарную линейку музыкальными и видеодисками и электробытовые сети. Теперь процесс пошел вспять — в прошлом году концерн «Союз» практически полностью секвестировал свою розницу: из 80 магазинов, которые составляли сеть в 2010-м, к началу 2012-го осталось только 8, и челябинская точка не избежала ликвидации. Практически одновременно в Челябинске закрылась оптовая база еще одного федерального игрока — концерна «Видеосервис». А «Хит-зона» покинула «Горки» аккурат в начале этого года. Дальше — больше: от продаж физических носителей, пока только музыкальных, начинает потихоньку отказываться электробытовая розница, в конце февраля менеджмент «М.Видео» объявил, что до середины марта аудиоCD (а это более 3000 товарных наименований) будут выведены из ассортимента магазинов сети. Причина в том, что их продажи, снизившись почти в 3,5 раза за последние 2 года, составляют менее 1,5% от продаж всех медианосителей. Вполне вероятно, что вскоре примеру компании последуют и конкуренты. «Пока мы не отказываемся от дисков, но работаем над альтернативными каналами продаж музыки», — заявляет пресс-секретарь MediaMarkt и Saturn Анна Трофимова. Словом, продажи музыки на физических носителях постепенно становятся нишевым бизнесом, привлекательным лишь с точки зрения энтузиастов-меломанов, но не крупных структур.

Сетевые минусы

Другое дело, что в столице Южного Урала с такими энтузиастами-одиночками, похоже, проблема. Действительно, практически в каждом миллионнике, не говоря уж о столицах, есть пара-тройка небольших музыкальных магазинчиков, ассортимент которых не исчерпывается сиюминутными героями хит-парадов. Челябинск в этом плане — исключение: владельцы местных музыкальных магазинов еще до прихода федеральных медиасетей оценили потенциал сетевого метода торговли. И собственники «Уралтона», и владельцы всевозможных CD-max и «CD-хитов» начали открывать один салон за другим еще в начале 2000‑х. Одно из немногих исключений — салон Industry, торговавший импортными дисками в небольшой деревянной сторожке возле Дома быта в ту пору, когда музыкальные центры относились к предметам роскоши, — канул в Лету еще до того, как СD перестали быть дефицитом. Остальные игроки, за исключением «Уралтона», к сегодняшнему моменту или поменяли товарную матрицу, переключившись на торговлю исключительно фильмами и компьютерными играми, или потихоньку сошли со сцены. Однако нечаянного монополиста уход конкурентов не особо радует. «Никакого увеличения продаж после закрытия сетевых конкурентов мы не ощутили, — говорит Дмитрий Крупеников, директор ООО «СиДи Чел», управляющего сетью магазинов «Уралтон». — У нас по-прежнему сохраняются и сезонность — c сентября по март, и структура продаж, сложившаяся после того, как в 2006–2007 гг. продажи музыкальных дисков начали снижаться, а обороты по DVD и CD-Rom, наоборот, расти. Сейчас на DVD и Blue Ray приходится около 40% продаж, на всевозможные аксессуары — не больше 4–5. Остальное примерно в равных долях делят между собой музыкальные и компьютерные диски». Впрочем, пальму первенства в продажах диски с фильмами получили ненадолго, отраслевые эксперты, во всяком случае, не выделяют DVD в отдельную товарную группу, регистрируя падение продаж всех физических носителей. Так, по данным аналитического агентства Intermedia, которое занимается изучением музыкального рынка, объем продаж легальных ­физических медиа­носителей (CD и DVD с музыкой и фильмами) в России в 2011 г. снизился в 2,3 раза, до $80 млн против $185 млн в 2010 г. При этом точно такими же темпами падали и продажи пиратских дисков — с $111 до $50 млн. Однако будущее у музритейла все же есть, на этом сходятся и федеральные эксперты, и местные торговцы. «Продажи дисков c молодежной музыкой катастрофически упали: 14 – 18-летние слушатели просто не покупают CD, предпочитая качать или покупать музыку в Интернете, — замечает главный эксперт столичного аналитического агентства Intermedia Александр Тихонов. — В то же время музыка 40 – 50-летних (Beatles, Rolling Stones, Queen, ABBA, Depeche Mode, Sting) продается на CD стабильно и даже имеет тенденцию к небольшому росту в премиум-сегменте». «Наши постоянные покупатели — это преимущественно взрослые люди, меломаны, коллекционеры, собиратели, — соглашается с коллегой Дмитрий Крупеников. — Среди них велик спрос на дорогие подарочные и коллекционные издания, ремастеринговые переиздания, бокс-сеты. Их число может колебаться в ту или иную сторону, но они останутся все равно». Как, впрочем, останется и вопрос, как долго сеть, рассчитанная на совершенно иной уровень спроса и иные обороты, сможет обслуживать постепенно редеющие ряды покупателей, не меняясь в размерах. Правда, вопрос этот риторический. Действительно, еще в прошлом году один из двух флагманских салонов «Уралтона» на Алом поле переехал в гораздо меньшее помещение в том же здании.

Подсадят насильно

Понятно, что до полного сворачивания «Уралтону» еще далеко. Более того, вряд ли оно вообще когда-нибудь состоится: при самом худшем раскладе сеть будет существовать в виде нескольких небольших музыкальных бутиков наподобие того, что сейчас работает под этой вывеской в «Теореме». К такому способу выживания постепенно будет подталкивать и сам рынок, ведь физические носители не только меньше продают, но и меньше производят. Но если меломанов, сохраняющих верность уходящим в прошлое носителям, немного уже сейчас, то категория любителей лицензионной видеопродукции пока еще довольно многочисленна. И именно ей в скором времени придется в насильственном порядке переходить на торренты.

Сюжеты:
Торговля
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter