Posted 16 октября 2012,, 12:20

Published 16 октября 2012,, 12:20

Modified 18 августа 2022,, 20:02

Updated 18 августа 2022,, 20:02

Культ клинка

16 октября 2012, 12:20
Кузнец Андрей Черепанов превратил хобби в работу с ненормированным рабочим днем, и пока его все устраивает. Клинки, которые он выковывает в своей кузнице, пользуются спросом по всей стране, но особенно в столице.

glavnaja.jpg«Кузница Андрея Черепанова» — звучит гордо. Однако на самом деле это полусекретное место в закопченном ангаре, где, естественно, нет вывески и вообще все пространство занимает огромный, покрытый слоем пыли джип. Один бок машины как-то небрежно прикрыт куском то ли фанеры, то ли железа, это защита от искр и окалины, которая летит снопами во все стороны, когда пневмомолот отбивает раскаленные заготовки. Черепанов в жару работает с голым торсом, брезентовый засаленный и прокопченный фартук не в счет. На руках ожог на ожоге, но работать по-другому не может. Кузнецы вообще странные люди, во всяком случае, в произведениях мировой литературы они описаны именно такими. Надо полагать, и реальные кузнецы не исключение: представьте, что работают они в жаре и дыму, кругом раскаленный металл, и руки никогда не отмываются от копоти — образ жизни, который в наше время гламура и офисного образа жизни могут позволить себе люди, глубоко презирающие ложные ценности. Ну и тяга к металлу у них, на первый взгляд, необъяснимая и обычному человеку вовсе непонятная.

DSC_7427.jpgРоль ножа. Нож на протяжении всей истории человечества был культовым и знаковым предметом независимо от пола человека. Ученые утверждают, что в Древней Руси (IX–XII вв.) нож являлся атрибутом любого свободного человека. По свидетельствам археологов, ребенку вручался нож по достижении им определенного возраста, нож висел на поясе у всех, не исключая женщин. Ведь в древности он был практически единственным металлическим предметом среди личных вещей человека. И сегодня нож — желанный подарок для сильного пола, будь то подросток или зрелый мужчина, это значит, что нож не утратил своей культовой роли.

Рельсы на клинки

DSC_7331.jpgОборудование кузницы Черепанова — это горн с тлеющей в нем горкой литейного кокса и пневмомолот, который включается кнопкой и бьет единственным копытом силой в несколько тонн. Сварочный аппарат — тоже необходимый атрибут современных кузниц. Андрей в прошлом сварщик, ну и вообще среди предков нашлись кузнецы, так что работа с металлом у него, кажется, на генетическом уровне зашита. И еще он признанный на всех уровнях спец по клинкам для ножей. Однако при этом может сковать и ложку для обуви, и подсвечник, украшенный розами, — для настоящего кузнеца, в общем, без разницы, что ковать. Но клинки для ножей — его конек и основной заработок. Стоимость работ Черепанова начинается от 4000 руб. «Есть нож, который продавал американский мастер за 1 млн долларов. Узор на его клинке — охотник с ружьем и собакой — повторялся по всему лезвию, — замечает Андрей. — Его мастер получил на специальном программируемом сварочном аппарате». Чтобы делать подобные вещи, по словам челябинского кузнеца, необходимо дорогостоящее оборудование.

DSC_7203.jpgТехнология изготовления таких ножей называется сварной: клинки состоят из нескольких кусков железа и стали, которые сваривают кузнечной сваркой в одно целое.

«Я люблю работать со старым железом — рельсами XIX, начала XX века, они отлично подходят для сварных клинков. Тогда железо было чище, в нем меньше примесей, для ножей это почти идеальный вариант», — Черепанов счищает рукой пыль с обрезка метра полтора длиной. Сквозь пыль и ржавчину четко читается надпись «Заводы Крупа 1916 г.», рядом еще пара болванок с клеймом «Демидовъ» 1881 и 1887 гг. Еще один раритет, который мастер использует для клинков, — кусок рельса, выпущенного на заводах князя Белозерского, датируется 1882 г.

DSC_7406.jpgДикий узор. Исследователи старинных кузнечных технологий утверждают, что любой кусок древнего железа является, по сути, дамасским. Если такое железо протравить, то на поверхности проявится узор, который сегодня принято называть диким. Говорят, японцы возвели этот узор в культ. На катанах — японских мечах — мастера добиваются его проявления на клинке полировкой. Декоративная цель в этом случае вторична, узор — наглядное доказательство соблюдения традиционной технологии.

До поросячьего визга

DSC_7235.jpgЧтобы выковать клинок, нужно несколько дней работы, однако основные операции для журналистов кузнец все же показал наглядно и уложился в пару-тройку часов. Кусок раритетного рельса сначала распиливается на бруски размером примерно 20×5 см. После этого сооружается своего рода «бутерброд» из векового металла и современной стали. Слои скрепляются сваркой, а затем это «слоеное пирожное» подхватывается щипцами и внедряется в раскаленную докрасна горку кокса. Металл нагревается, как иногда выражаются, до поросячьего визга, то есть добела. Когда брусок нужно поднимать, опытный кузнец понимает по искрам, которые начинают лететь от раскаленного металла. Пока идет процесс нагрева, Андрей берет щипцами кусок кокса и прикуривает от него сигарету — жест привычный, а потому смотрится с особым шиком и дает понять без слов: кузнец с огнем примерно одной крови.

DSC_7229.jpgВ какой-то момент, неуловимый для стороннего наблюдателя, приходит время присыпать раскаленный кусок металла белым порошком — бурой. Плошка с ней у кузнеца всегда под рукой, стоит с краю горна. Бура плавится, шипит, исходит вонючим дымом, клубы которого теперь висят туманом в кузнице. «Бура не пускает кислород в зону сварки», — объясняет Андрей. Процедура повторяется несколько раз, и наконец ярко-красный, кажется, горящий прямо изнутри, кусок металла идет под молот.

Искры и окалина летят во все стороны, только берегись, даже за три метра кусачие огненные капли впиваются в кожу. А кузнецу хоть бы хны: под градом мельчайших комет он невозмутимо поворачивает щипцами раскаленный брусок, который плющит тяжесть молота. Было 5 слоев — получился монолит. «Сейчас шлифанем, и увидите сваренные слои металла», — Андрей режет металл, искры сверкающим снопом бьются о земляной, пропитанный машинным маслом пол и гаснут. На бруске действительно видны отличающиеся друг от друга полутонами стальные полоски.

DSC_7259.jpgКроме красоты считается, что клинки, изготовленные по технологии кузнечной сварки, имеют отличные качества — остры и способны самозатачиваться. Практически единственный недостаток таких ножей — могут заржаветь, поэтому после соприкосновения с влажной поверхностью их нужно тщательно и насухо протирать. По словам Андрея, таким образом можно довести количество слоев до 300! И несмотря на то, что это будет единый кусок металла, слои дают неповторимый узор лезвию ножа, при травлении они выступают морозными узорами. Рисунок получается за счет разницы в сваренных кусках металла углерода и никеля.

Презент из кузницы

DSC_7345.jpgРукоятки к таким клинкам обычно делают другие мастера, разделение труда в этом деле логично. Однако Андрей иногда нарушает это правило и самостоятельно изготавливает рукоятки. Часто их вытачивают из ценных пород дерева, что добавляет ценности клинку. Такие эксклюзивные вещи годятся в качестве дорогого подарка. Неудивительно, что часто кованые ножи заказывают москвичи — в столице в цене вещи ручной работы. Бывают и совсем прикольные ситуации: златоустовские клиенты заказывают у Черепанова подарки для гостей из столицы, будто своих мастеров им мало. На каждом клинке кузнец ставит свое клеймо: крохотный квадратик с начальными буквами имени и отчества — Андрей Михайлович. У сына Кирилла, который до недавнего времени тоже увлекался кузнечным ремеслом, тоже есть свое клеймо, пока хранится в кузнице у отца. Андрей показывает оба клейма, потом убирает в ящик стола, что стоит в крохотной подсобке.

Рекламу клинкам с клеймом «АМ» сделало сарафанное радио, ну и, конечно, Интернет, которого у самого кузнеца нет. Он пока живет на собственной пасеке, а пчелы и Всемирная информационная паутина оказались несовместимы. И все же в Сети можно найти и фото ножей с клинками от Черепанова, и форумы, где обсуждаются найфовки — слеты кузнецов, специалистов по клинкам. В кузнице Андрея Черепанова найфовка проводилась в мае. Все приглашенные на закрытое мероприятие ковали ножи, потом устраивали пробы клинкам — резали канат и бумагу. Судя по отзывам, все остались в восторге от слета и готовятся к осенней найфовке.

DSC_7391.jpgНу а Черепанов в начале июля собирался на кузнечный фестиваль, что традиционно проводится на «Порогах». К фестивалю он выковал подсвечник, украшенный розами.

«Кованые розы я дарю дочерям своих друзей, девочкам нравятся такие презенты», — поясняет Андрей, беря розу на длинном стальном черенке и помещая ее в раскаленный кокс. Цветок раскаляется докрасна, и — вуаля! — кузнечная красота готова к съемке. С каждым кадром роза меняет цвет и в итоге покрывается пепельным налетом, а затем совсем гаснет — трюк, достойный лучших фокусников. Технология, по которой выковывается роза, может быть разной. Самая сложная — цельнокованая, в этом случае из одного куска металла выковывается весь цветок вместе со стеблем и листьями. Такую работу без помощника не сделать, да и покупатели не готовы платить за виртуозность. Обычно розу выковывают отдельными элементами, а потом собирают в единое целое.

Философия металла

spiker.jpgВ подсобке у Черепанова готовых работ мало, но все же, оглядевшись, можно увидеть кое-что интересное. Вот, к примеру, на стене висит кованая ложка для обуви. Такая вещь пользуется популярностью у заказчиков потому, что ей сносу нет ввиду ручной работы. Есть здесь и несколько готовых клинков ножей и даже клинок кинжала. Единственный заказ, за который не взялся Черепанов, это катана — японский меч. «У этого клинка своя философия, — поясняет мастер. — Технология ковки довольно схожа с той, по которой мы куем наши клинки. Но есть нюансы, которые известны только японским мастерам, поэтому я решил, что каждый должен заниматься своим делом».

Андрей Черепанов, кузнец:

«Из хобби кузнечное дело стало моей профессией примерно 9 лет назад. Сварочные технологии, по которым работают современные кузнецы, говорят, применялись еще при изготовлении ножей в Древней Руси и параллельно во всем мире. Однако все клинки мечей, которые я видел в музеях, были зазубрены, значит, технологии тогда были не на высоте. Сегодня в кузнице реально добиться отличного качества клинков».

"