Работают с блеском

Работают с блеском
Аналитика

16 октября 2012, 18:20
Частные ювелирные мастерские в Челябинске расплодились в 90-е, и сегодня в городе их порядка 40 цехов. По всем приметам это вполне хлебный бизнес, в котором, однако, проблем не меньше, чем изюма в булочке.

Всего 20 лет назад в городе работало одно предприятие, где занимались ремонтом и изготовлением ювелирных изделий, — «Челябювелирбыт», особенно славилась мастерская «Бирюза». Вместе с демократизацией общества и экономики в целом послабление вышло и ювелирам. Именно тогда открылась мастерская «Ювелирные традиции». За время ее существования в ювелирном деле произошел технический переворот, который повлек за собой и некоторое изменение философии этого бизнеса.

Эзотерика в плюсе 

DSC_5789.jpgЮвелирная мастерская вовсе не похожа на храм искусства — кругом на столах валяется какой-то технический хлам, который, кажется, давно никому не нужен. Но это только до тех пор, пока за рабочим местом не появится ювелир. Металлические мисочки на подставке наполняются специальными техническими жидкостями. Паяльник, инструменты, кусок асбеста — все приходит в движение и во всем появляется смысл. Яна Витлиф хоть и очень молода, уже считается в «Ювелирных традициях» уважаемым мастером. Начинает она рабочий день с эзотерических украшений — серебряных подвесок со знаком солнцеворота. Сначала полирует их, потом припаивает швензы, через которые пройдет цепочка или шнурок. Паяльник в ловких девичьих пальчиках держится крепко. Девушка раз за разом обмакивает кончик инструмента в чашку с флюсом, через пару минут во вторую плошку летит сама подвеска. Точное соблюдение технологических нюансов — залог не только внешнего вида украшения, но и его качества. Назвать творческими эти манипуляции язык не поворачивается, но без знания технологии и точного выполнения подчас черной работы ювелиров не бывает. Кстати, в перчатках мастера не работают, украшение нужно чувствовать кожей.

DSC_5683.jpgПо словам заместителя директора «Ювелирных традиций» Олега Ярового, недавно разработанная эзотерическая коллекция пользуется хорошим спросом. Конкуренция на рынке довольно жесткая, поэтому руководству компании, несмотря на то, что и директор Сергей Галимов, и его зам — профессиональные ювелиры, приходится заниматься маркетингом наравне с творчеством. Кроме того что периодически разрабатывается новая коллекция украшений, не упускают в «Ювелирных технологиях» из виду и технические новинки. Впрочем, конкуренты тоже не дремлют и наперегонки создают современные производства, закупают лазерную сварку, цепевязальные станки, современные аппараты для гравировки и другое оборудование, призванное облегчить труд мастеров, удешевить производство и ремонт украшений, ну и, конечно, обеспечить новые возможности самим ювелирам.  

Однако механизация процесса и новые технологии, по мнению мастеров старой школы, не всегда идут на пользу творчеству. «Сейчас заметно меняется подход к профессии у тех, кто только приходит в нее, — уверен Олег Яровой. — Исчезает глубина, остается лишь желание заработать».

DSC_5798.jpgИ сережку из ушка. В Древней Руси ребенок обзаводился первым украшением сразу после рождения. Новорожденным надевали на шею нитку бус или бисера. Украшения также были способом половой идентификации. В 7–8 лет девочке прокалывали уши, а мальчикам вдевали серьгу в левое ухо для предохранения от грыжи. Серьга была одновременно и оберегом, и знаком мужского пола ребенка, ведь девочки носили две сережки. В то же время существовал запрет класть украшения умершего в гроб, иначе они превратятся в змей и обовьются вокруг шеи и ушей.

Как куют ювелиров

DSC_5780.jpgНесмотря на то, что в Челябинске два училища — № 64 и 92 — учат на ювелиров, притока талантливых и хорошо подготовленных кадров пока не ощущается. Выпускников, которые действительно хотят остаться в профессии, мало. Для бизнеса это практически катастрофа. В «Ювелирных традициях» из всех тех, кто пришел в мастерскую после выпуска-2012, отобрали несколько перспективных ребят. Одна из них — Зоя Аух. Однако в мастерской ее обучение, можно сказать, продолжится, а самостоятельным мастером она может стать не раньше чем года через три. И то при условии, что будет усердно осваивать тонкости профессии. «Я целенаправленно выбрала специализацию «плетение цепей», — комментирует Зоя. — И надеюсь, что получу здесь и знания, и опыт, необходимый, чтобы стать хорошим мастером». Большинство обывателей между тем уверено, что ювелирные цепи сегодня плетутся исключительно на станках. Ан нет, по словам специалистов, цепочку весом от 5 г можно изготовить вручную. Другое дело, что мастер при этом должен быть высокопрофессиональным специалистом. Хэнд-мейд, несмотря на огромный ассортимент заводского товара в ювелирных магазинах, дешевле обходится заказчикам. 

Каждому свой тигель

DSC_5620.jpgРабота с металлом, а тем более с благородным, вообще не терпит суеты. Процесс литья, к примеру, может занять весь рабочий день, еще и от отдыха откусит часик-другой. В  ювелирных мастерских всегда оборудован пусть маленький, но литейный цех. Ведь любая мастерская — это мини-завод, где четко соблюдаются все технологические процессы. Литейка есть и в «Ювелирных традициях», от основного рабочего пространства это помещение отделено дверью с надписью «Опасная зона».

В цехе установлены мощные вытяжки, без которых плавить металл попросту запрещено. Газовые горелки обеспечивают температуру до 1600ºС. Илья Кудряшов, ювелир, о котором в мастерской говорят с подчеркнутым пиететом, демонстрирует оборудование в действии. Мгновение — и горелка выплевывает струю тугого сумасшедшего прозрачно-синего пламени, которую мастер направляет в тигель. DSC_5801.jpgИх тут немало: по виду небольшая, вроде чайной, фарфоровая чашка, некоторые с длинной ручкой, одна из них заботливо подписана «серебро». Тем временем металл превращается в пластичную массу. «У каждого из благородных металлов — у золота, серебра и платины — своя температура плавления, — напоминает азы химии и физики Илья. — Самая высокая — у платины: около 2000ºС».

Работают в литейном цехе не только горелки, здесь же установлены небольшие печи, похожие на электрические духовки советского производства. В них закладываются опоки с восковыми формами будущих украшений. Воск вытапливается, а в руках мастера остаются готовые формы, куда в дальнейшем заливается металл. После отливки серьги, подвески, кольца и даже замки на цепочки и браслеты требуют ручной доводки. Все изделия ждут шлифовка-полировка и другие довольно трудоемкие, иногда нудные манипуляции. В общем, прежде чем попасть к своему хозяину или хозяйке, ювелирное изделие проходит длинный технологический процесс. Где же здесь творчество? Однако мастерство нарабатывается постепенно, и только после того, как мозг, руки и глаза ювелира становятся его помощниками, он может браться за работу, требующую креатива.

группа1_DSC_5625.jpgЮвелир — на первом месте. Все известные современные ювелиры, работающие сегодня в городе, воспитаны советской ювелирной школой. Историки уверены, что сформировавшийся в ювелирном искусстве к концу XIX века новый стиль — модерн — вывел на первое место ювелира, который мог создать индивидуальные художественные украшения. Применение новых материалов, технологий и техник окрашивания позволило каждому талантливому мастеру стать в своем роде художником, автором эксклюзивных украшений.

Драгоценности наособицу

DSC_5640.jpgПомимо изготовления собственных изделий в «Ювелирных традициях» принимают заказы на эксклюзивные украшения. Это для мастерской довольно заметная статья доходов, такие заказы составляют порядка 10% от объемов выпуска. Для того чтобы получить действительно индивидуальное украшение, от заказчика потребуется как минимум фото или эскиз, на этой стадии к работе могут подключаться ювелирные дизайнеры. Если изделие с камнями, то понадобятся и услуги ювелира-огранщика. Люди этих профессий работают наособицу, в собственных мастерских. Модные сегодня изделия с эмалевыми вставками в мастерской тоже делают (эмаль или свинцовое стекло закупаются наравне с другими расходными материалами). А основное сырье, золото и серебро, ювелирная мастерская закупает в спецучреждениях, банках и на аукционах. Так что полета творчества материальная сторона дела не остановит.

Входите, открыто!

DSC_5722.jpgГоворить о том, насколько свободен сегодня этот рынок, ювелиры не любят. Однако замечают, что конкуренция на нем реальная, поэтому раскрывать секреты своей работы в кругу профессионалов не принято. Тем не менее сумму, которая необходима для того, чтобы открыть мастерскую, в «Ювелирных традициях» все же озвучили — порядка 2 млн руб. Лицензию можно без проблем получить в Екатеринбургской пробирной палате, стоить ее оформление будет порядка 30 000 руб. Оборудование обойдется примерно в 1 млн руб. Остальное пойдет на покупку расходных материалов, если так можно назвать благородные металлы, полудрагоценные и драгоценные камни. Но нельзя сбрасывать со счетов строжайший надзор за бизнесом Пробирной палаты. Проверки проходят регулярно и по качеству, и по пробам металла. И если с вложениями в ювелирный бизнес все более-менее ясно, то сроки окупаемости и получения прибыли от этого бизнеса спрогнозировать невозможно, слишком непредсказуем спрос. Поскольку ювелирные украшения нельзя считать товаром первой необходимости, кризис в экономике заметно пошатнул бизнес на драгоценностях. Для того чтобы поддержать интерес к украшениям «Ювелирных традиций», здесь разработан маркетинговый план. К примеру, скидка 50% на изготовление обручальных колец и ремонт украшений позволит, по мнению руководства, привлечь в компанию новых клиентов. Лазерная сварка, которая пока есть не в каждой мастерской, также должна сыграть на опережение, ведь новые технологии позволяют экономить на ремонте ювелирных украшений существенные суммы.

В свою очередь, с открытием сайта компания, работающая на рынке почти 20 лет, явно запоздала. Интернет-представительство мастерской заработало совсем недавно, хотя у всех более-менее серьезных игроков в этой нише сетевые ресурсы работают не первый год и приносят ощутимую пользу. Без собственного шоу-рума ювелирам тоже не обойтись, поэтому в ближайшее время прицениться к украшениям мастерской можно будет в отделе магазина «Адамас», что на ул. Кирова. Там же, на Кировке, открыт и приемный пункт. Работать с блеском ювелиры еще только учатся.

фото.jpg

Олег Яровой, заместитель директора компании «Ювелирные традиции»: «Профессия ювелира требует от человека стопроцентной отдачи. Мы не можем отложить работу на потом. Кроме сроков и технологии нас крепко держит само изделие, которое может получиться только при условии полного погружения мастера. Словом, у нас нет места понятиям «время» или «рабочий день».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter