Posted 21 марта 2011,, 09:55

Published 21 марта 2011,, 09:55

Modified 18 августа 2022,, 20:01

Updated 18 августа 2022,, 20:01

Арт-товарное размножение

21 марта 2011, 09:55
Челябинскому рынку арт-товаров кризис сыграл на руку. Рост числа желающих заняться ручным творчеством спровоцировал увеличение спроса на материалы для хэнд-мейда. Правда, о больших прибылях в этом бизнесе говорить не приходится.

phototimes_8003321.jpgАрт-товары в российской рознице представлены столько времени, сколько существуют магазины для швей, художников и скульпторов. То есть не один десяток лет. В продаже постоянно появляются новые виды тканей, бусин, фурнитуры, глины и других материалов для рукоделия. Сегодня рынок продаж арт-товаров делится на две группы в зависимости от видов творчества, на которые рассчитаны магазины. Первые торгуют товарами для так называемых народных промыслов: материалами для вышивки и плетения из бисера, кружевоплетения и макраме, гончарного искусства, пэчворка и других видов «древнего» рукоделия. Вторую группу представляют торговые точки, специализирующиеся на товарах для современного ручного творчества — хэнд-мейда. Среди его разновидностей декорирование предметов интерьера (декупаж), валяние шерсти (фелтинг), изготовление бижутерии, мыловарение, скрапбукинг и кардмейкинг (создание фотоальбомов и открыток), лепка из полимерной глины, а также более редкие увлечения, такие как лампворк (создание стеклянных бусин), шитье текстильных кукол и мишек Тедди. Соответственно и в магазинах, специализирующихся на товарах для хэнд-мейда, продаются для декупажа — клей, краски, кисти, декоративные салфетки и другие заготовки; для валяния — шерсть, иглы, щетки, пленки, шлиф-машинки и т. д.; для бижутерии — швензы, пусеты, готовые бусины и прочее; для варения мыла — мыльная основа, красители, ароматизаторы и формочки; для изготовления коллекционных Тедди — мохер, бусины, штифты; для шитья текстильных кукол — специальные ткани... В подходе к заказу материалов у каждого свои секреты, раскрывать которые игроки не торопятся. Известно лишь, что в случае с одними категориями товаров фирмы закупают материалы оптом у дилеров, представляющих российских производителей. Например, войлочную шерсть выпускают Семеновская и Троицкая шерстопрядильные фабрики. В случае же, допустим, с полимерной глиной все товары в основном импортные: торговцы сотрудничают с представителями таких фирм, как «Эберхард Фабер», Fimo, Sculpey, Premo и другими. В этой статье мы остановимся на второй группе — хэнд-мейде как молодом, но перспективном бизнес-направлении.

Не было бы счастья

Челябинская рукодельная розница, еще несколько лет назад представленная лишь несколькими магазинами и отделами в супермаркетах, активное развитие получила в кризис. Люди, которым сократили зарплаты, начали изготавливать на продажу ручные работы, благодаря чему стал расти и покупательский спрос на материалы для рукоделия, а также на сопутствующую услугу — мастер-классы. То, что сейчас на весь миллионник едва ли наберется 30 розничных точек, вряд ли свидетельствует в пользу активного хэндмейд-движения. С другой стороны, еще недавно Челябинск не мог похвастаться и этим. «Три-пять лет назад товары для творчества продавались только в художественных салонах, и там покупателям не давали ответов на вопросы о том, как пользоваться теми или иными материалами, — рассказывает Ольга Русcинова, креативный директор арт-предприятия «Антураж». — Чтобы найти ответы на интересующие меня вопросы по техникам декорирования, как использовать те или иные материалы для декупажа, мне приходилось ездить в Москву. Со временем «Антураж» стал одной из первых фирм, которая начала продвигать на местном рынке технологию декупажа. Более того, в то время я вела на «Восточном экспрессе» рубрику, которая популяризировала хэндмейд-направление. После нас в городе начали появляться небольшие «карманные» студии». Буквально за последнюю пару лет в Челябинске только в сегменте «декупаж» открылось около 20 небольших отделов и магазинчиков, которые со временем начали продавать и другие арт-товары.

Хэндмейд-рейтинг

Бесспорно, в целом на рынке арт-товаров самым развитым является сегмент материалов для народных промыслов: вышивки, бисероплетения и т. д. В числе же лидеров современной хэндмейд-розницы, по единодушному мнению экспертов, находятся товары для декупажа. Далее мнения специалистов расходятся. Одни считают довольно востребованными доступные по цене и простые в использовании товары для лепки из полимерной глины, а также для изготовления бижутерии. Другие в тройку лидеров включают материалы для валяния из шерсти. Меньшие доли, по оценкам одних, и аналогичные двум вышеперечисленным видам арт-товаров, по мнению других, занимает продукция для мыловарения и скрапбукинга. «В городе почти нет мест, где можно приобрести материалы для создания фотоальбомов, — говорит Екатерина Горелова, владелица проекта «Скрапмания» (скрапбукинг, декупаж, пластика и др.). — В основном представлены товары для кардмейкинга (создания открыток). При этом выбор их, как правило, невелик, а соответственно об этом хобби знает не так много людей, как о декупаже». Впрочем, это мнение разделяют не все. «Покупатели из Екатеринбурга считают, что Челябинск гораздо быстрее развивается в направлении скрапбукинга в сравнении со столицей Урала», — говорит Ольга Дейнека, директор магазина Vintage. По ее мнению, хэндмейд-рынок еще формируется, но желающие стать его участниками, причем во всех сегментах, появляются регулярно. Это и интернет-сообщество (у того же Vintage есть несколько онлайн-площадок в Челябинске), и небольшие магазинчики и отделы.

Graphik.gif

Арт-товар лицом

Сегодня в Челябинске в сфере торговли материалами для современных видов творчества работают как фирмы, уже твердо стоящие на ногах и предлагающие на относительно больших площадях довольно широкий ассортимент по разным направлениям, так и «карманные» студии, специализирующиеся на материалах для одного-двух видов хэнд-мейда либо предлагающие всего помаленьку. Старожилами на этом рынке сами игроки считают магазины «Арт-лавка» и «Арт-кнопка», рассчитанные прежде всего на профи (художников, скульпторов и т. д.), но развивающие также хэндмейд-направление. В числе наиболее крупных новичков ­пионер на рынке декупажа «Антураж» и открывшийся чуть позже «Малевич». На слуху благодаря интернет-рекламе и сарафанному радио хэндмейд-мастерская «Полосатая клумба», «Лаборатория современного искусства», художественная студия Palletro и другие. Среди известных магазинов с узкой специализацией — Scrapmania (скрапбукинг и др.), «Мыльная опера» (мыловарение), Marabuart (валяние), а также чуть ли не единственный федеральный игрок на этом рынке — сетевой проект «Иголочка» (валяние) и еще примерно с десяток-другой небольших магазинчиков и отделов в торговых комплексах. Кроме того, торгуют товаром для современных видов творчества и магазины, не специализирующиеся непосредственно на хэнд-мейде.

Фирмы, представляющие арт-товары, как правило, имеют три источника доходов: непосредственно от продажи материалов, от проведения мастер-классов и от реализации готовых работ. Одни используют все три источника, делая упор либо на мастер-классы (у крупных фирм на эту слугу приходится 40 – 50% от общего числа продаж), либо на материалы (у небольших магазинчиков до 70–80%). В некоторых компаниях проводят мастер-классы бесплатно, пытаясь тем самым увеличить продажи самих материалов.

Всего помаленьку

На рынке арт-товаров действует несколько несложных правил, соблюдение или несоблюдение которых зависит от того, какой источник дохода у фирмы основной. Если акцент делается на материалы, немаловажна при продвижении магазина широта ассортимента. Когда рынок хэндмейд-товаров только зарождался, в магазинах не было зачастую элементарных вещей. «Некоторые материалы должны продаваться только в паре, — рассказывает Ольга Русcинова. — Например, кракелюрные лаки (кракле) делятся на две составляющие, и одна без другой не имеет смысла. Однако нередко в челябинских магазинах художественных товаров эти материалы предлагались по отдельности. То есть налицо была неграмотность в формировании заявок на товар. А специфика этого рынка в том, что без знания материалов, без умения ими пользоваться торговать ими бессмысленно». По мнению некоторых экспертов, напряженка с ассортиментом в Челябинске сохраняется до сих пор. В том же Екатеринбурге, например, существует большой магазин «Леонардо», в котором (как в строительном гипермаркете можно найти все для ремонта) есть все для хэнд-мейда. Челябинцы же, пытаясь объять необъятное, предлагают покупателю всего помаленьку. «Одна из проблем местных небольших хэндмейд-магазинов заключается в том, что при так называемом полном охвате зачастую там не найти даже базовых вещей», — говорит Ирина Гусева, директор хэндмейд-мастерской «Полосатая клумба». Такой диссонанс участник рынка объясняет классическим несовпадением желания (в данном случае владелец бизнеса хочет охватить все) с возможностью (фирме элементарно не хватает оборотного капитала). Но есть и более честный вариант, когда арт-магазины ориентируются не сразу на все, а лишь на один или несколько основных видов творчества. Так, «Антураж» прочно занимает нишу товаров для декорирования предметов интерьера, а, например, «Мыльная опера» взяла курс на продукцию для мыловарения.

Graphik1.gif

Где мастер, там и класс

Очевидное в некоторых случаях правило «чем шире ассортимент товара, тем успешнее фирма, его продающая» действует не всегда. По мнению большинства экспертов, главное в бизнесе, рассчитанном на хэнд-мейкеров, — профессионализм сотрудников. «Это контактный бизнес, и он не предполагает магазинов самообслуживания», — говорит Ольга Руссинова. Схожего мнения придерживается и Ольга Дейнека. «Это в продуктовом или одежном магазине ассортимент играет решающую роль, — говорит она. — А там, где продают товары для душевной радости, очень важены контакт, общение, возможность обмена информацией. Словом, магазин должен напоминать скорее этакий мини-клуб по интересам. То, что кроме правильного подбора ассортимента и уникальности товара большую роль играет «влюбленность в свое дело», отмечает и Екатерина Горелова. Правда, при этом она не умаляет значимости и таких маркетинговых факторов, как месторасположение и реклама. Хэндмейд-студии, находящиеся на проходимых местах, привлекают намного больше покупателей, нежели точки на окраинах и во дворах. Однако тот же Северо-Запад, являясь густонаселенным районом, может дать фору центру.

Интернет-войны

На рынке арт-товаров сегодня наблюдается довольно жесткая конкурентная борьба между розницей и интернет-магазинами. Есть фирмы, которые специализируются прежде всего на онлайн-торговле и, базируясь в столице Южного Урала, работают на всю Россию, такие как Scrapmania.ru, Mylnaya-opera.ru и др. Понимая перспективность такого способа реализации товара, продвигает материалы через сеть и розница, в частности работают в этом направлении «Счастливые ручки» (Happy-hands.ru). «Мы тоже начали развивать онлайн-продажи, понимая, что ограничиваться торговлей в одном магазине невыгодно, — говорит Ирина Гусева. — Если ты держишь только магазин, максимум, на что ты можешь рассчитывать, это на область. В случае же с продвижением услуги «заказ по Интернету» осуществлять доставку товаров можно по всей России». И действительно, доходы небольшого магазина от продаж товара «в реале» невелики — от 60 до 120 тыс. руб. в сезон. Однако не все так гладко и в онлайн-сфере. По словам Екатерины Гореловой, «интернет-магазины с товарами для хобби появляются каждый день, но некачественная работа «Почты России» сводит на нет все их усилия». Не дает участникам хэндмейд-рынка расслабляться и конкуренция с частниками, распространяющими продукцию через социальные сети. Онлайн-торговцы, как водится, демпингуют, предлагая конечному потребителю цены ниже на 10 и более процентов. Правда, по уникальности товара электронные торговцы рознице не конкуренты. «Частники не могут продавать многие специфические товары, так как дилеры не работают с частными лицами», — отмечает г-жа Горелова. А некоторые игроки и вовсе не считают конкурентами ни официальные онлайн-площадки, ни демпингующих полулегалов. Так, креативный директор «Антуража» настаивает на том, что товары для хэнд-мейда — это то, что нужно пощупать и о чем необходимо послушать. А значит, онлайн-магазины не смогут удовлетворить потребности настоящих хэндмейкеров.

Предпраздничный бизнес

Особенностью рынка товаров для современного ручного творчества является также сезонность этого бизнеса. Но опять же необходимо разделять мелких игроков и крупные фирмы. Первые кормятся в основном за счет двух месяцев — декабря и конца февраля–начала марта. В лучшее время (а, как правило, им является предновогодний декабрь) среднестатистический «карманный» магазин продает товара на 75–120 тыс. руб., из которых чистая прибыль составляет 50%. Накануне женского праздника продается примерно в два раза меньше. Затишье на рынке товаров для хэнд-мейда, как и в продуктовой рознице, наступает летом. Порой в июле и августе мелким магазинчикам приходится довольствоваться 30 тыс. руб. в месяц. Доход по хэндмейд-направлению более крупных предприятий типа «Арт-лавки» или «Антуража» составляет в среднем 400–500 тыс. руб. в месяц, из которых «чистыми» владельцы получают 30%. То есть о сверхприбылях не приходится говорить и в случае с крупными — все же это типичный нишевой бизнес. Другое дело, что пока в этой нише, несмотря на оживление последних лет, конкуренция еще слаба, но как только на кошелек южноуральского покупателя посягнут федералы, ситуация изменится кардинально.

expert_v_Rynki.jpgДмитрий Григорьев, владелец «Арт-лавки», филиала сети «Арт-товары»: «Еще несколько лет назад «хэнд-мейд», «декупаж» были чуть ли не ругательными словами. В последние годы прогресс налицо. Конечно, до Екатеринбурга нам далеко: туда московские дилеры зашли раньше, поэтому екатеринбургский рынок сегодня развит гораздо лучше нашего. Не думаю, что в сфере хэндмейд-торговли будущее за онлайн-продажами. Покупателю чаще всего мало увидеть картинку на экране монитора, товар нужно потрогать, покрутить в руках, получить грамотную консультацию продавца. И если магазин удачно расположен и предлагает при этом широкий ассортимент, то у него есть все шансы на успех. А цены... Материалы для хобби в принципе не дешевые, и люди с низким достатком не могут себе их позволить. Покупают арт-товары только те, кому это действительно нужно, а потому цена не является определяющим фактором при выборе магазина».

"