Как скажется на местных театрах принятие федеральной концепции?

Как скажется на местных театрах принятие федеральной концепции?
Аналитика

21 июля, 14:22
В 2011 г. театральное сообщество лихорадило как никогда: коллективы столичного драмтеатра им. Станиславского и знаменитой Таганки добились отставки худруков... Как может измениться количество театров Челябинской области после принятия Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ, рассуждают эксперты «Курса дела».

В 2011 г. театральное сообщество лихорадило как никогда: коллективы столичного драмтеатра им. Станиславского и знаменитой Таганки добились отставки худруков, а артисты Балашовского драматического театра, что под Саратовом, объявили голодовку в ответ на попытку муниципалитета урезать штатное расписание. Эти факты заставили заговорить о серьезном кризисе репертуарного театра как такового. В дискуссиях критиков поднимались вопросы о необходимости пересмотра подхода к финансированию театров и о вариантах их перехода на полную окупаемость, благо такие примеры в России встречаются. Впрочем, даже простому театралу понятно, что концентрация коммерчески успешных проектов в столицах не совпадение, а закономерность. И что в глубинке зритель просто не пойдет на спектакли местной труппы, если за билет придется платить как за выступление московской антрепризы. На фоне творческих баталий в свет вышла Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 г. В ней говорится о таких очевидных фактах, как необходимость государственной поддержки и сохранение сети государственных и муниципальных театров, однако никаких конкретных действий в плане мероприятий пока не значится. Как может измениться количество театров Челябинской области в результате всех этих событий, рассуждают эксперты «Курса дела».

— Как изменится число местных театров после принятия Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ?

Александр Березин, директор театра «Манекен», заслуженный артист России:

berezin.jpg— Во всем мире театры существуют только благодаря помощи частных спонсоров, фондов или государства. Жить на полном самообеспечении удается единицам, и в таких коллективах не все безоблачно, накладные расходы минимизируются, а цены на билеты устанавливаются высокие. В нашей стране поддержка носит преимущественно государственный характер, что и позволяет коллективам сохранять форму репертуарного театра. Для того чтобы заменить эту традицию новой, необходимо время, необходимо, чтобы исторически сложилась новая система общественной, негосударственной поддержки. Если государство резко сократит финансирование, предложив зарабатывать самим, это приведет к повальному исчезновению театров. Думаю, что подавляющее большинство театров не только Челябинской области, но и России в целом в течение ближайшего года перейдет в статус бюджетных учреждений нового типа. Для этого понадобится лишь немного переписать устав, а фактической смены формы хозяйствования не будет. Учитывая, что в настоящее время многие театры получают гранты на постановки и средства на ремонт помещений, предположу, что сокращения количества театров в Челябинской области не произойдет.



Алла Точилкина, директор Челябинского государственного драматического камерного театра:

tochilkina.jpg— Театральная реформа направлена скорее на максимальную поддержку театров, чем на их оптимизацию. Причем речь идет о поддержке как столичных, так и региональных театров. Более того, прослеживается четкое намерение по увеличению количества театров, правда, пока речь идет о развитии направления для детей и молодежи. Что в принципе логично: театр должен снова стать неотъемлемой частью воспитания человека, который пронесет любовь к театру через всю жизнь. Хочется верить, что реформа даст ожидаемые результаты и дополнительные ресурсы помогут вывести театральное искусство на более высокий качественный уровень. Никакого упадка в репертуарном театре, по моему мнению, нет. Есть локальные конфликты руководителей и творческих групп, но они возникают скорее от нежелания или неумения найти общий язык. Напротив, репертуарная политика — это правильно, это планирование интереса зрителя к театру и, если хотите, планирование его воспитательного процесса. У министерства культуры Челябинской области есть четкая политика финансовой поддержки молодых артистов и режиссеров, талантливых проектов. Думаю, в совокупности эти факторы приведут к увеличению числа театров на Южном Урале.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter