Posted 22 ноября 2011,, 07:59

Published 22 ноября 2011,, 07:59

Modified 18 августа 2022,, 20:01

Updated 18 августа 2022,, 20:01

Бизнес своими руками

22 ноября 2011, 07:59
Рукодельный бизнес демонстрирует отличную живучесть и становится все более очевидным. Милые, когда-то сугубо домашние ремесла теперь своеобразный интеллектуальный капитал, который можно удачно вложить.

_zaglavnaya2.jpgВ творческой мастерской Palletro — обычном кабинетике на пятом этаже офисного центра на Северо-Западе — уютно, как бывает уютно в девичьей. Конечно, ни у кого из современных женщин в жизни не было да и нет никаких таких девичьих. Но все мечтают, чтобы посередине — стол с рукоделием, рядом — машинка швейная, на полочках — краски, тряпочки, коробочки с разноцветными бусинами, иголочки-лоскуточки-салфеточки-кисточки, деревянные комодики с сокровищами. Чтобы тут же на стеллажах — куклы, вручную сшитые, рамочки отдекупажированные, бижутерия, глиняные игрушки, бутылки изукрашенные и прочие рукотворные безделушки, которые хочется брать, трогать, изучать... И делать еще.

Татьяна Юртаева, хозяйка Palletro, еще совсем недавно была директором розничной сети магазинов стальных дверей No pasaran. Семейный бизнес шел в гору, пока кризис 2008 г. не опрокинул строительную отрасль. «Мы с мужем остались без бизнеса, работы, денег и с огромным хвостом долгов», — вспоминает Татьяна. Три года назад недостроенные коробки много­этажек заносило снегом, частные покупатели забросили мечты о ремонте, и стальные китайские двери перестали пользоваться спросом. Долги росли, Юртаевы боролись за бизнес год и проиграли. Этой некомфортной жизненной ситуации Татьяна нашла симметричный ответ: по совету одного близкого человека бывший директор пошла на биржу труда и встала на учет.

Полтинник с лишним на мечту

DSC_0006.jpgНадо сказать, что к тем безработным, которые умеют думать головой, государство благоволит: защищаешь свой бизнес-план и получаешь два транша на открытие собственного дела. Каждый по 58 тыс. руб., безвозмездно. На воплощение, так сказать, мечты. А мечта у Юртаевой была такая — творческая мастерская для рукодельниц. «Голова у меня неспокойная, покоя рукам не дает. Я подумала: буду делать то, что люблю и что у меня хорошо получается», — говорит Татьяна. Благо и определенный опыт, первые постоянные заказчицы у Татьяны уже были. В совсем уж тяжелый период она, чтобы отвлечься, попробовала связать сумку. Вещь получилась достойная и красивая. Да и продалась достаточно быстро. «Ну а чуть позже подруга заразила декупажем, — смеется Татьяна. — Я решила пойти поучиться в студию «Антураж», после чего меня просто понесло». Казалось бы, какой наивный девичий план! Мало ли у кого что хорошо руками получается? «Вот и муж не верил, — улыбается Татьяна. — Но я решила, что все сделаю без него, сама». Занятия в «Антураже» Татьяна совмещала с первым изучением рынка: ходила по местным магазинам с товарами для рукоделия, оценивала ассортимент, прощупывала почву. Параллельно записалась на мастер-классы еще и в «Малевич», присматривалась, что за народ ходит, сколько человек, что говорят, как работает сарафанное радио. Словом, проводила маркетинговое исследование рынка методом личного глубокого погружения. «Допустим, сидят на занятии в «Антураже», скажем, пять человек. Казалось бы, аудитория крошечная, — поясняет Юртаева. — Но если мастер-классы расписаны утром и вечером, и в каждой группе по 10–12 человек, и в среднем человек оставляет 700–800 руб. за занятие, вот и считайте».

DSC_0075.jpgНа одном из уроков в «Антураже» Татьяна не выдержала: «Я однозначно открою себе студию». И услышала в ответ от наставницы ироничное: «Да? У нас многие так говорят». Зря она это сказала. «Меня это замечание всерьез задело, я человек амбициозный, — признается Татьяна. — Тогда и решила: буду учиться до опупения, но все сделаю». Юртаева полетела в Москву и прошла обучающие семинары, устраиваемые компаниями-поставщиками художественной продукции. Получила патент на оказание образовательных услуг. Название для мастерской — Palletro — она тоже придумала сама. Такое красивое, как бы итальянское, слово не переводится никак. Созвучно и с палитрой, и с поллитрой, что само по себе забавно. На первую матпомощь от службы занятости Татьяна сняла помещение и купила материал для разно­образного женского творчества.

DSC_9960.jpgШтучные клиенты. Несмотря на то, что целевая аудитория бизнеса весьма определенна, случаются и клиенты-исключения. Одна женщина принесла рисунок, который остался ей на память от очень дорогого человека. «Я хочу такие часы», — сказала она. Мастера перенесли рисунок с бумаги на тарелку, и она сама ее раскрашивала. Получились уникальные расписные часы. Вот еще пример: из Кременкуля приехала женщина, немолодая уже, с собой — тяжеленная заготовка из ДСП. Она непременно хотела сделать часы-память. Привезла много фотографий, отцовские письма с фронта. Татьяна выложила по кругу временной фотоколлаж: от младенческих фотографий до снимков внуков, а в центре поместила «Часы» Дали.

Клуб с рукодельным уклоном

DSC_0017.jpgЗа полтора года мастерская Palletro сменила пару адресов и теперь обитает на Молодогвардейцев. Занятия расписаны практически на каждый день. Во время нашего посещения Яна Кобзева, помощница Татьяны, набивала холлофайбером бесцветные фигурные мешочки из бязи, которым предстоит стать веселыми елочными игрушками-дракончиками. Этих дракончиков (цветных, с рожицами, кудрявыми гривами и в костюмчиках) своим клиентам на Новый год будет дарить журнал «Выбирай». В коробке с готовыми игрушками уже 150 штук, раскрашенных, улыбающихся, и ни одного похожего! А надо еще 600 сшить, набить, покрасить, запечь, нарисовать умильную мордочку и какую-нибудь одежду, а потом еще пришить гриву. Яна (по образованию закройщик-портной), не отвлекаясь от основного занятия, рассказывает, что впервые в жизни нашла работу, на которой она отдыхает.

За главным столом под руководством Татьяны трудятся курсистки: Елена и Галина. У них индивидуальное занятие по обратному декупажу, они делают декоративные тарелочки. Принцип в Palletro такой: клиент приходит на мастер-класс, не умея ничего, и уходит с готовой вещью. И неважно, фоторамка это, глиняная игрушка или живая кукла.

DSC_0024.jpgПо поводу людей, у которых руки с детства не из того места и которые к ручному творчеству вроде как и неспособны, Татьяна говорит: «Это предрассудки. К нам приходит человек, и я с ним вожусь, ну можно сказать, как нянька. Я учу. Я помогаю. Чтобы люди ушли довольные и с красивым изделием. За один урок мы делаем одну вещь от и до. И неважно, сколько длится занятие: мы можем шить весь день!».

Кто сюда приходит? Владелица мастерской свою аудиторию обозначает так: состоявшиеся женщины, которые зарабатывают деньги и могут тратить их на себя. Им от 20 до 50 лет. «Конечно, это в первую очередь развлечение, — комментирует она. — Но не из дешевых. При этом я стараюсь, чтобы нашу мастерскую воспринимали не просто как обучающий центр, а скорее как дамский клуб. Мы этим и отличаемся от других художественных мастерских, которых множество. Это место, где девочки могут расслабиться, поболтать, всю душу раскрыть, кофе попить, порукодельничать. Здесь их выслушают, посоветуют... Знаете, у нас получается такой девичник. Ну и плюс эстетическое удовольствие! Процентов 70–80 наших клиентов — постоянные, то есть они любят сюда приходить регулярно, раз в месяц или чаще, под настроение. Мы, бывает, собираемся и рукодельничаем целый день. Кто пирог принесет, кто варенье, сидим, чай пьем, болтаем, шьем».

Красота на продажу. Palletro — это и мастерская, и магазин. Почти все, из чего творят свои фантазийные штучки рукодельницы, можно здесь же и купить. Декупажные салфетки, деревянные заготовки для декора, акриловые гели и лаки, кракелюр, краски — ассортимент велик. Что касается продажи самих изделий, это не главное направление в Palletro. Часть своих вещичек они сдают на реализацию в хэнд-мейд-магазины, например в Napokazz, часть расходится на специализированных выставках, что-то остается в мастерской, но считать это источником дохода вряд ли имеет смысл.

Из уст в уста

DSC_9967.jpgТратиться на рекламу собственной мастерской Татьяне практически не приходится. Первый и главный информационный ресурс — сарафанное радио. Среди ее клиентов — стоматологи, гинекологи, стилисты, дизайнеры, учителя, да кого только нет. Приходят сами. Приводят подруг, чтобы небыло скучно, и так далее. Словом, вирусный маркетинг в действии. Второй рекламный канал — собственный сайт www.palletro.ru, продвижением которого занималась профессиональная команда. И третий рекламный ход — электронная система скидок Biglion. По акции с 80-процентной скидкой сюда пришли десятки женщин. Всего за 220 руб., которыми к тому же пришлось поделиться с Biglion, Palletro получила множество потенциальных клиентов, которых на первом же занятии научили делать мягкие игрушки. «Мы провели им полноценный мастер-класс, ведь неважно, сколько человек заплатил, — вспоминает Юртаева. — В минус не сработали, хотя и не заработали толком. Мы же продаем образовательную услугу — свои навыки и знания, а стоимость материалов, в сущности, условна». Впрочем отдачу от этой акции Palletro получила. И довольно весомую — многие из того потока пришли в мастерскую потом, на другие занятия, делать кукол или на декупаж.

DSC_9997.jpgНабор рукодельных умений, которые преподаются в Palletro, в общем-то неоригинален: скрапбукинг и декупаж, полимерная глина и валяние, роспись по ткани, художественная роспись по ткани... Но есть и эксклюзив — редкое для Челябинска направление: шитье кукол. Татьяна признается, что сама взяла в руки иголку впервые пару лет назад: «Я даже носки никогда не зашивала!». А шить кукол училась у одной из лучших челябинских мастериц, Елены Войнатовской, больше известной как Nkale. Именно Елена научила вкладывать в каждую куклу крошечное сердечко. А уже потом в Palletro решили эти сердца лепить вручную из полимерной глины. Сейчас их вкладывают в каждую Тильду. С куклами этими вообще мистика. Татьяна рассказывает, что каждая кукла живая и сама называет свое имя, надо просто его услышать.

Разговоры о деньгах

Спрос на рукодельное творчество в Челябинске растет день ото дня. И всевозможные творческие мастерские открываются если и не как грибы после дождя, то частенько. Как в такой ситуации чувствует себя Palletro? Сколько нужно клиентов в месяц, чтобы бизнес был надежным и прибыльным? «У меня с бухгалтерией неважно, но я считала, что пять человек в день уже хорошо, — отвечает Юртаева. — Или даже три. Миллионов на этом не заработаешь, но тысяч 100–150 в месяц — реальные цифры для такого маленького предприятия. Сейчас мои расходы в месяц: зарплата, аренда, закуп материалов — порядка 70 тыс. руб. Если выйти на оборот в 200 тысяч, я бы могла привозить все время что-то новое, снять другое помещение или даже выкупить. Я мечтаю, чтобы была лавочка своя, уютная, с собственным входом. Я это уже вижу, и все так и будет. Наши мысли материальны — и нам дается».

_speaker.jpgТатьяна Юртаева, владелица творческой мастерской Palletro:

«Мы предлагаем не просто обучение. Это релакс-мероприятие для женщин, которые состоялись, и им надо как-то себя развлекать. Здесь можно говорить о чем угодно и быть собой. У нас не так много мест, где можно эмоционально отдыхать, где можно испытать радость. А женщине это важно! И важно научиться чему-то красивому. Чтобы потом научить и приобщить своих детей, чтобы дарить это любимым. Пусть это пафосно и громко звучит, пусть сентиментально, но это так».

"