Posted 24 февраля 2014, 11:43
Published 24 февраля 2014, 11:43
Modified 18 августа 2022, 20:03
Updated 18 августа 2022, 20:03
Судьбы большинства дворцов культуры и клубов челябинских предприятий сложились не менее причудливо, чем судьбы местных кинотеатров, которые не смогли выжить в новых экономических условиях и о которых «Курс дела» рассказывал несколько месяцев назад.
После войны Челябинск окончательно и бесповоротно обрел статус индустриального гиганта. Число оборонных предприятий исчислялось многими десятками. Заводы прирастали солидной социально-экономической базой, в том числе клубами и дворцами культуры. Помпезные сооружения неоклассической архитектуры славили рабочий класс, повышали его культурный кругозор, скрашивали минуты редкого досуга на вечерах отдыха и концертах художественной самодеятельности. Увы, недолго музыка играла, недолго токарь танцевал...
В годы перестройки состояние многих предприятий сильно пошатнулось: за десять с небольшим лет в Челябинске за долги были проданы многие социальные объекты. Одними из первых на продажу выставлялись и ДК с их библиотеками и кружками по интересам. Часть из них, перейдя в частные руки или на баланс районных администраций, утеряла былой благородный статус, а некоторые просто исчезли с лица земли. Наш печальный рассказ — о челябинских дворцах и домах культуры, где музы больше не живут. А если и живут, то влачат чрезвычайно жалкое существование.
Полет в никуда
Для затравки расскажем о том, как овеянный славой ДК ПО «Полет» был отдан в жертву каркасному и панельному домостроению. Началась история этого Дворца культуры сразу после войны, когда партия и правительство постановили построить оборонный радиозавод. Сказано — сделано, три года спустя на пустыре возле Челябинского бора появились первые цеховые корпуса. В течение следующих трех лет на предприятии было налажено производство радиомаяка «Сирень», и 31 декабря 1952 г. заказчик получил первые семь изделий. Эта дата считается днем рождения завода «Полет». На строительство нового предприятия народ съехался со всей страны — прибыли специалисты из Ленинграда, Воронежа, Киева, Томска. Всем нужна была крыша над головой. В 1947 г. было выделено 30 га земли для строительства рабочего поселка, а поскольку дефицит строительных кадров был налицо, то директор завода Алексей Шахин (руководил «Полетом» с 1952 по 1963 г.) принял соломоново решение. Семейные заводчане, остро нуждавшиеся в жилье, начали сами строить общежития и жилые дома. На предприятии вообще трепетно относились к кадрам, пестовали их по принципу «завод — мой дом родной». Заводские корпуса «Полета» возводил легендарный Трест № 42 — его строителями были возведены такие знаковые памятники архитектуры, как центральный корпус политехнического института, здание на пл. Революции с магазином «Ритм», ДК станкостроительного завода и практически весь Ленинский район вместе с трубопрокатным заводом в придачу. Завод «Полет» строили практически на голом месте. Где сейчас находится ЛК им. Елесиной, был покос со стогами сена, вниз по пр. Ленина вплоть до ул. К. Цеткин стояли бараки, а по ул. Энтузиастов пролегала железнодорожная ветка. Заводской клуб сначала располагался в одном здании с заводоуправлением (ул. Витебская, 6), а потом переместился в административный корпус № 2, позже известный как ДК «Полет». Культурная жизнь кипела там вплоть до начала нулевых: тут играли свадьбы, проходили дискотеки и ночные рок-фестивали.
Здесь же располагался музей трудовой славы ПО «Полет», а на первом этаже арендовали площади магазинчики спортивной одежды и секонд-хэнда. Но пришли времена, когда на содержание жилого фонда, детских садов, профилактория и ДК у завода не стало хватать средств. Когда часть территории завода поменяла собственника, судьба ДК «Полет» была предрешена. В октябре 2010 г. из Дворца культуры были выселены арендаторы, здание снесли, и на его месте теперь торчат два 22-этажных жилых дома.
Мастерок из вторых рук
И еще раз о легендарном Тресте № 42 замолвим доброе слово. Возникшая в далеком 1939 г., эта строительная организация в годы войны добилась такой производительности труда, что за трудовую доблесть была отмечена высшей наградой страны — орденом Ленина. Перечислять все объекты, построенные мастерами орденоносного треста, не хватит ни бумаги, ни времени. Отметим лишь, что одних только дворцов культуры и клубов было построено 11. В их числе ДК завода «Станкомаш», ДК ЧТПЗ, ДК завода им. Колющенко и ДК ВОГ — Всероссийского общества глухих. Вполне естественно, что сапожник не ходил без сапог — у треста была и своя социальная инфраструктура, да еще какая: собственный профилакторий, две базы отдыха, пионерский лагерь, Дворец спорта, четыре общежития, профтехучилище, пять детсадов, клуб юных техников и даже своя газета «Строитель». И, естественно, Дворец культуры, располагавшийся на ул. Машиностроителей, 28а. В ходе реформ 90‑х одна из самых мощных на Южном Урале строительных организаций фактически перестала существовать. В 2000 – 2001 гг. постепенно стал угасать и ДК «Строитель»: от здания отключили электричество, ограничили подачу воды, не работала канализация. Многие коллективы распадались и уходили, но самые отчаянные продолжали заниматься в спартанских условиях, например ансамбль танца «Экспромт». Администрация ради спасения Дворца культуры порой давала ход весьма неординарным проектам. Так, по слухам, «Строитель» в начале нулевых приютил в своих стенах неофициальный гей-клуб с дискотекой, и при этом в шаговой доступности от проходной трубопрокатного завода. Какое-то время спустя у бывшего ДК появился новый хозяин — предприниматель Дашер Нимер Аюб, который навел-таки долгожданный порядок. В отремонтированном здании на ул. Машиностроителей, 28а, теперь размещаются маказины секонд-хэнда «Дашеф» и «Родник».
Все для дома, все для победы
Дворец культуры Всероссийского общества глухих открылся в феврале 1967 г. на ул. Красноармейской, 140. В прекрасном трехэтажном здании в центре города имелись зрительный зал на 600 мест и малый зал на 150 мест, спортзал и библиотека с книжным фондом в 10 тысяч книг. В ДК работали кружки художественной самодеятельности, клубы по интересам, спортивные секции волейбола, легкой атлетики и прочие неформальные сообщества. В 1969‑м драматическому коллективу ДК ВОГ присвоено звание народного. Блистали профессионализмом и местные коллективы, в частности театр пантомимы «Маска» и коллектив «Зримая песня» (песни на языке жестов). Дворец посещали до 130 тысяч человек в год. В перестройку ДК ВОГ стал лакомым куском для арендаторов и фактически превратился в большой супермаркет «Все для дома», где можно было купить все — от сантехники и кафеля до коврового покрытия и светильников. С течением времени к строительным магазинам присоединились турфирмы, торговые дома и прочая офисная живность. В этом качестве дворец находится и сегодня — на половине пути между культпросветом и бизнес-центром. Правда, к культпросвету из сегодняшних арендаторов здания можно отнести разве что Региональное отделение ВОГ, Челябинский театр современного танца, Федерацию баскетбола среди инвалидов по слуху, благотворительные фонды «Спасение» и «Вознаграждение» и две религиозные организации — «Краеугольный камень» и «Слово Божие».
Крепче за баранку держись, шоугерл!
Еще одна удивительная метаморфоза: в один прекрасный день базовое учреждение культуры автотранспортных предприятий Челябинска ДК «Автомобилист» превратилось в ночной клуб со стриптизом. История здания довольно давняя — ДК был построен в 1974 г. на ул. Героев Танкограда, 63, для работников объединения «Челябинскавтотранс». Проектировал здание известный архитектор К. Гусаров. В «Автомобилисте» проводились профессиональные праздники автотранспортников, демонстрировалось кино, активно развивалась самодеятельность. В1992 г. здесь работало 42 кружка, в том числе цирковой, театральный, хор ветеранов. В хореографических кружках занималось более 200 человек, проводились региональные турниры по бальным танцам. Однако в марте 2002‑го «Автомобилист» получил статус культурно-развлекательного центра вместимостью более 800 человек и новую вывеску — Holliwood, фактически превратившись в ночной клуб. Какое-то время заведение было достаточно популярно, здесь до сих пор изредка проводятся концерты заезжих звезд, но отдаленность от центра города и прочие негативные факторы сыграли свою роль: популярность «Голливуда» в кругах тусовочной молодежи не очень велика, и модным местом его можно назвать с большой натяжкой.
Телушку — за полушку
ДК завода «Станкомаш» продали за символическую плату — 19 млн руб.! В 2006 г. эта новость облетела челябинские СМИ, а для многих жителей Ленинского района стала настоящим шоком. Еще бы, здание на Тухачевского, 3, можно считать легендарным: 58-летняя история, общая площадь более 8 тыс. м2, на которых сделали первые шаги в искусстве такие оперные певцы, как Николай Глазков и Любовь Бородина, ВИА «Ариэль» и другие известные артисты. А еще здесь с конца 40‑х репетировал духовой оркестр, с 1950 г. — ансамбль танца «Юность», с 1954-го — хоровая капелла. Однако когда ОАО «Станкомаш» погрязло в долгах, владельцам было вовсе не до славной истории здания: вся социалка предприятия, включая ДК «Станкомаш», была арестована судебными приставами. Сотрудники завода предлагали передать дворец в муниципальную собственность и не допустить того, чтобы он ушел с молотка. Переговоры шли два года, но в итоге провели открытые торги, и 4 августа 2006 г. ЗАО ПКО «Уралметаллтехнология» купило объект за объявленную сумму.
Однако на этом история не закончилась. Не далее как в октябре 2013 г. администрация Челябинска отказала собственнику ДК «Станкомаш» Игорю Свеженцеву в заключении договора аренды для творческих коллективов, поскольку здание не отвечало требованиям пожарной безопасности. Муниципальным творческим коллективам, которые базировались в ДК «Станкомаш», власти выделили помещения в соседних школах. Собственник Дворца культуры предложил муниципалам устранить неполадки самостоятельно в счет будущей аренды либо выкупить здание по цене 25 тыс. руб. за м2, или за 170 млн на круг. Оба варианта чиновников не устроили, и разгорелся скандал, в котором поучаствовали все: предприниматели, педагоги, родители и дети. Дошло до сбора подписей с целью восстановить статус-кво и вернуть кружки на старое место. Конфликт слегка затих, но что ждет «Станкомаш» в нынешнем году, одному Аллаху известно.
Первенец соцгородка
Еще одно здание с историей, несущее сейчас совершенно не те функции, для которых было построено, — Дворец культуры ЧЭМК. Дворец ферросплавщиков, как раньше называли его в обиходе, — ровесник нового индустриального Челябинска с интереснейшей историей. Никто точно не может назвать дату его постройки, известно лишь, что на карте Челябинска он появился где-то между 1932 и 1935 гг. До 1937 г. в ДК ферросплавщиков находился кинотеатр «Сталь», затем до 1948 г. функционировал Челябинский театр оперетты. В 1950 г. Дворец культуры передали южноуральскому филиалу Свердловской киностудии, но ненадолго: новый директор ЧЭМК Гусаров в 1953 г. вернул здание комбинату. С 1957 г. в ДК ЧЭМК проводились заводские и районные новогодние праздники. В 1970‑е помимо кружков самодеятельности здание облюбовали книголюбы и «жучки»-спекулянты — здесь работал книжный черный рынок. С ним связана довольно забавная история: однажды директор ЧЭМК, все тот же Гусаров, заглянул на эту толкучку, чтобы и состояние подведомственного объекта проверить, и прикупить дефицитное чтиво. Однако руководителя завода так возмутили бешеные цены на книжки, что он изгнал книголюбов из дворца, как Христос изгонял менял из храма. С 90‑х годов прошлого века и до нашего времени ДК ЧЭМК — досуговый центр для ребят из рабочих окрестных кварталов и прочей веселой публики. В лихие 90-е здесь регулярно проходили панк-концерты, после которых местные гопники поколачивали неформалов. Одно время в здании работал игорный зал, пока его не прикрыли в 2011 г. Репутацию злачного места бывшему Дворцу культуры по сей день обеспечивает ночной клуб «Аллигатор» с его развеселыми вечеринками. Ни опереттой, ни книгами здесь давно уже не пахнет.