Posted 29 сентября 2014,, 07:59

Published 29 сентября 2014,, 07:59

Modified 18 августа 2022,, 20:03

Updated 18 августа 2022,, 20:03

Виниловые обороты

29 сентября 2014, 07:59
Виниловый бум докатился до регионов. Но в Челябинске растущая популярность виниловых пластинок не столько поддерживает изрядно оскудевший музыкальный ритейл, сколько создает нишу для энтузиастов.

Виниловый бум докатился до регионов. Но в Челябинске растущая популярность виниловых пластинок не столько поддерживает изрядно оскудевший музыкальный ритейл, сколько создает нишу для энтузиастов.

Локальный бум

Цифровой контент несколько лет назад практически убил торговлю музыкой в ее физическом воплощении: CD-диски перестали быть товаром массового спроса. В 2011 – 2012 гг. город покинули все пришлые мультимедийные сети — федеральные «Союз» и «Хит-зона», а также екатеринбургская «Сфера», которые до этого составляли конкуренцию местному «Уралтону». Параллельно некогда широкий ассортимент аудиопродукции в электробытовых и книжных сетях типа «М.Видео», «Лас-Книгас» и «Читай-город» сократился до незначительного. Челябинск не был исключением из правил — рыночная статистика по стране была неутешительной. По данным аналитического агентства Intermedia, занимающегося изучением музыкального рынка, объем продаж легальных физических медианосителей (CD и DVD с музыкой и фильмами) в 2011 г. снизился в 2,3 раза, до $80 млн против $185 млн в 2010 г. При этом точно такими же темпами падали и продажи пиратских дисков — с $111 до $50 млн.

Впрочем, уже тогда на российском рынке наблюдалась и еще одна тенденция: в России, как и во всем мире, возвращалась мода на винил. Виниловые пластинки, производство которых во всем мире еще в 90-е сократилось до статистически незначащих величин, а в России прекратилось полностью, вновь начинали печатать, продавать и самое главное — покупать. «Возрождение спроса на винил мы почувствовали года четыре назад, — говорит Дмитрий Крупенников, директор ООО «СиДиЧел», управляющего сетью магазинов «Уралтон». До этого момента предложений от фирм-производителей почти не было. Поэтому пластинки проходили в ассортименте как своего рода сувенирная продукция, они закупались в единичных экземплярах. А в 2010‑м мы уже начали закупать и свежеотпечатанный винил, и сток, выделили в двух своих салонах отдельные стойки, оповестили через соцсети покупателей».

Дальше — больше: зашедший в Челябинск в 2012 г. MediaMarkt предложил покупателям первого гипермаркета в «КУБе» не только бытовую технику, CD и DVD, но и ассортимент виниловых пластинок, пусть и не слишком широкий. Затем к процессу постепенно начали подключаться и другие игроки из смежных сегментов — виниловые пластинки появились в продаже в салоне челябинской фирмы Proektor74, которая до этого занималась исключительно оптовыми поставками и розничной продажей проекционной аппаратуры, Hi-Fi‑ и Hi-End-техники. Плюс заметно расширился выбор винила в нескольких челябинских комиссионных магазинах аналогичной звуковой аппаратуры. Словом, сейчас челябинскому меломану, пожелавшему приобрести какой-нибудь альбом на виниле, не стоит сразу лезть на eBay, Amazon или Ozon — нужная пластинка запросто может найтись на местных прилавках.

Виниловая ниша

По мнению экспертов, дальше винил только будет набирать популярность, причем как в мире, так и в России. Оптимизм любителей аналогового звучания подтверждает и статистика: аналитическое агентство Nielsen SoundScan подсчитало, что в 2013 г. на самом большом музыкальном рынке в мире — в США — было продано 6,1 млн виниловых пластинок, в то время как в 2012‑м этот показатель равнялся 4,6 млн, а в 2007‑м — 1 млн. И это только официальные продажи пластинок, снабженных штрих-кодами, они составляют 15 – 20% от реального объема. Ведь на рынке обращается масса винила, выпущенных до появления штрих-кодов. По России подобной статистики нет, но растущее число виниловых магазинов в Москве и Санкт-Петербурге говорит само за себя. Челябинск от общей тенденции не отстает, год назад в городе произошло знаковое для рынка событие: 6 сентября 2013‑го на ул. Цвиллинга, 58, открылся первый со времен «Ритма» специализированный виниловый магазин «Мастер Sound». «Я собирал виниловые пластинки много лет, коллекция уже не помещалась дома и вызывала неудовольствие близких, — говорит хозяин «Мастер Sound» Владимир Кузнецов. — Когда спрос на винил начал расти, пришла мысль продать часть собранного. А вслед за ней понимание: лучше это делать в собственном магазине». Основные продажи в «Мастер Sound» приходятся именно на винил, все остальное — CD, аппаратура, аксессуары — проходит как сопутствующий ассортимент. Сейчас в магазине, по оценке хозяина, собрано около 15 – 17 тыс. виниловых пластинок, поэтому слоган, с которым торговая точка рекламируется, — «Самый большой выбор винила в городе» — не кажется преувеличением. «Ассортимент надо обновлять еженедельно, и у нас он увеличивается на несколько сотен пластинок в месяц, — говорит владелец. — В идеале хочется довести ассортимент до сотни тысяч, но это пока отдаленная перспектива».

Хиты и неликвид

Соблюсти пропорцию топовых позиций и неликвида в ассортименте — это вообще-то самый насущный вопрос для любого торговца винилом. «Ходовые альбомы исполнителей и групп, которые можно уже считать русскими народными: The Beatles, Queen, Pink Floyd, Paul MacCartney, Deep Purple, должны быть в наличии всегда: их покупают регулярно, — говорит Дмитрий Крупенников. — Как только купили, надо заказывать новую пластинку. Все остальное может продаваться годами, даже альбомы популярных групп. Например, пинкфлойдовский The Wall покупают регулярно, а Ummagumma почти невозможно продать». Впрочем, такой подход к виниловому ассортименту — следствие общей бизнес-модели сети. «Уралтон» всегда зарабатывал в первую очередь на продаже массовых релизов, будь то лицензионная версия популярной компьютерной игры, успешный фильм или новый альбом топового исполнителя, — продолжает Крупенников. — А продажи на CD и виниле — это всегда цифры разного порядка. Скажем, того же Лепса на дисках мы продали несколько сотен, а на виниле — от силы пять пластинок». У владельца «Мастер Sound» стратегия иная, здесь ассортимент формируется по кумулятивному принципу: продают в магазине нередко меньше, чем закупают. «Сейчас хороший уровень продаж для пластиночного магазина нашего уровня — это 250 – 300 пластинок в месяц, — говорит Владимир Кузнецов. — Большинство из них будет дешевыми — в пределах 1000 – 1500 руб., но несколько дорогих раритетов или бокс-сетов тоже всегда присутствует. Покупатели — это и молодежь, и меломаны старшего поколения. На это уже можно содержать магазин, платить налоги, обновлять ассортимент и немного зарабатывать». Впрочем, стоить учесть, что «Мастер Sound» — это магазин семейного типа: за прилавком стоят члены семьи владельца, и расходы на зарплату здесь несколько ниже.

Есть ли место новичкам?

Можно сказать, что возвращение винила в Челябинск состоялось — спрос на пластинки позволяет содержать специализированный магазин и приносит определенный доход всем остальным участникам рынка. «Продажи винила частично перекрывают падение продаж CD-дисков, — говорит Дмитрий Крупенников. — О полном замещении говорить, конечно, нельзя, винил все же занимает не слишком большую, не больше 10%, долю в ассортименте. Пластинки остаются люксовой категорией товаров, а эта ассортиментная группа не может быть слишком большой по определению». Собственно, с тем, что в Челябинске, как и везде, торговля винилом не выйдет за рамки нишевого бизнеса, вряд ли кто будет спорить. Открытым остается лишь вопрос: хватит ли растущей емкости рынка уральского миллионника еще на несколько музыкальных магазинов или же существующие игроки уже закрыли потребность меломанов в теплом аналоговом звуке?

"