Тяжбы года
Строительные горки
Весь 2004 г. строительный бизнес Артура Никитина кидало то вверх, то вниз, как на американских горках: безусловно отрадные новости сменялись досадными неприятностями. В июле городские чиновники заново дали добро на возведение торгово-досугового комплекса по соседству со школой № 1, замороженного еще два года назад по инициативе тогдашнего прокурора города Сергея Давыдова. «Здание, на мой взгляд, является уникальным по качеству, соответствию среде, где оно строится, грамотному подходу с точки зрения автомобильных парковок, комфортному соседству со школой», — реабилитировал стройку в глазах общественности вице-мэр по строительству Александр Исупов на пресс-конференции для местных СМИ. Впрочем, месяцем ранее тучи начали сгущаться над другим масштабным проектом Никитина — мегамоллом «КС»: здание оказалось под угрозой сноса. В начале июня молодежная общественная организация «Правосознание», которая вместе с «Гражданской позицией» Давыдова добивалась остановки стройки за школой № 1, обратилась в арбитраж с заявлением о признании незаконными документов на строительство, несколько лет назад выданных городской администрацией. Формальным поводом стало внезапное обнаружение того факта, что ТК был построен в водоохранной зоне Миасса. И уже в октябре правозащитники праздновали победу — суд принял решение о сносе торгового комплекса, несмотря на то, что «КС» на тот момент уже был открыт и принимал покупателей. Ирония в том, что «КС» работает и по сей день, а объект у первой школы так и не был достроен.
Облом года
Деревянный домострой
Благоприятный экономический климат кружил голову не только челябинским бизнесменам: компания «Ролид» из Южно-уральска, занимавшаяся до этого исключительно производством мебели, замахнулась на коттеджный поселок, рассчитанный на небогатых покупателей. Стартовал проект просто прекрасно — городская администрация города выделила «Ролиду» 50 земельных участков и обязалась оказывать всяческое содействие, Челябинвестбанк разработал программу по льготному кредитованию строительства. И деревянные домики «под Европу» начали один за другим вытягиваться в линию вдоль автомобильного шоссе Екатеринбург—Алма-Ата. Однако уже в середине 2004 г. стройка встала и в офис компании один за другим потянулись озабоченные дольщики. Тогда и выяснилось, что «Ролид» ведет строительство самовольно, без согласованного с надзорными службами проекта, без полученного в установленном порядке разрешения. В итоге поселок так и не был достроен: инициативный, но неопытный строитель оказался заложником то ли амбиций, то ли непредвиденных обстоятельств.
Летом 2004 г. менеджмент челябинской пивоваренной компании «Золотой Урал» вознамерился подтолкнуть спрос на фирменный сорт «Уральский мастер» и затеял рекламную акцию с выдачей призов. Правила были предельно просты: купи пиво и загляни под крышку. Собравшему комплект крышек с изображениями ключа и гайки полагался один из 5 тыс. наборов инструментов, менее удачливым обменивали 10 гаек или 10 ключей на пивную кружку, нашедшим под крышкой изображение бутылки обещали в подарок еще одну. Судя по всему, маркетологи компании не рассчитывали на то, что стандартная промо-акция вызовет бешеный ажиотаж. В первые же дни после старта кампании в магазинах — центрах выдачи призов — начали выстраиваться огромные очереди, доходило и до драк: призов на всех не хватало. Больше всего страдали девочки-промоутеры. Отдельные торговые точки даже начали задумываться о целесообразности участия в этом карнавале. «Завтра, наверное, откажусь от этой акции, — сообщала журналистам директор супермаркета «Кактус» Тамара Кацай. — Люди толпятся перед дверью, спрашивают, где призы, а нам самим никто ничего не объяснил. Сегодня пыталась дозвониться до руководства пивоваренной компании — никого нет на месте!». Чуть позже пивовары, узнав о возмущении потребителей, предприняли меры для того, чтобы погасить бурю народного гнева. Центры выдачи призов продолжили работу, правда, обменный курс в них был уже иной: 10 гаек меняли уже не на кружку, а на бутылку «Уральского мастера».
Достопримечательность года
Увидеть Париж и…
Долгие годы самым высоким объектом южноуральского Парижа — деревеньки в Нагайбакском районе — была местная водонапорная башня. Именно в 2004-м чиновников из районной администрации осенила очевидная в общем-то идея: местные власти решили поэксплуатировать название населенного пункта и украсить деревню еще одной башней — точной копией Эйфелевой. В связи с некоторой разницей бюджетов населенных пунктов-тезок постройку затеяли в шесть раз меньше ростом — 50 м вместо оригинальных 300. Место для строительства было выбрано видное, напротив сельского Дома культуры. Проект был продиктован не только тщеславием, но и практическими соображениями: в 2004 г. на территории Нагайбакского района действовало всего лишь две вышки сотовой связи. С постройкой башни в Париже, которую тотчас же арендовали сотовые операторы, мобильная благодать распространилась на весь район и даже захватила Карталы.
Размах года
Культурный мегаполис
В октябре 2004 г. у челябинцев, жаждавших хлеба и зрелищ, появилось новое место паломничества и повод для гордости за родной город — открылся крупнейший в тот момент на Урале развлекательный комплекс «Мегаполис». Это было первое в городе досуговое заведение, совместившее в себе многозальный кинотеатр, рестораны, боулинг, бильярд, детские игровые площадки и прочие прелести жизни. Впрочем, дальнейшие планы девелоперов еще больше поражали не привыкших к подобному южноуральцев. «Развлекательный комплекс — это только первая очередь сити-центра, формирующегося на берегу Миасса в районе дворца спорта «Юность», — заявлял журналистам Евгений Штрамвасер, генеральный директор ООО «Империя игр». — К 2006 г. на этой площадке возникнет новый краеведческий музей, будут реконструированы сам Дворец спорта и сад камней, построены бизнес-центр, гостиница, выставочный комплекс на 8 тыс. м2, киноконцертный зал на 2 тыс. мест, подземная парковка». Что из этих обширных планов воплотилось на практике, легко может оценить любой челябинец, прогулявшись по набережной Миасса в промежутке от филармонии до «Юности».
Фантазия года
Полная чаша патриотизма
Издавна на Руси был обычай наделять государственную власть соответствующими атрибутами. Например, шапкой Мономаха, скипетром, державой, ну или, на худой конец, короной. Современная же демократическая Россия таковыми символами, к сожалению, не обладала. B 2004 г. златоустовские мастера из фирмы «ЛиК» решили сию печальную ситуацию исправить. Результатом полета их творческой мысли стало изделие под названием «Федеральная чаша». По замыслу автора, Александра Лохтачева, чаша сия должна была стать символом государственности и представлять основу политического устройства страны. Что интересно, само изделие неуловимо напоминало чашу для миропомазания. По поводу экономической выгоды от производства такой эпической продукции руководство предприятия высказывалось оптимистично: «Мы не получили правительственного или частного заказа на изготовление чаши, но не сомневаемся, что спрос будет, причем на государственном уровне».
Формат года
Экраны-великаны
В 2004-м компания «Скрин», познакомившая Челябинск с экзотичным для того времени носителем (светодиодным экраном) еще в 2000 г., взяла курс на укрупнение бизнеса. Несмотря на то что, по заявлениям руководителей «Скрина», за 4 года работы полмиллиона долларов, вложенных в приобретение первого экрана, окупились с лихвой, многие рекламодатели относились к «телевизору» размером 9х12 м довольно скептически. «Полноценные рекламные ролики, продвигающие бренд, не размещаются на подобных носителях, поскольку для восприятия ролика важен не только зрительный образ, но и звуковое оформление, — замечала Анна Бушлякова, руководитель пресс-службы корпорации «Золотой Урал». — К тому же единственный экран в Челябинске на здании арбитражного суда не обладает достаточно хорошим качеством». Впрочем, рекламистов это не смущало: по заверению Григория Осокина, директора «Скрина», в ближайшее время в Челябинске должны были быть установлены еще 6 экранов. Причем один из них, на Кировке, планировалось оснастить звуковым сопровождением, чтобы «дети Арбата» смогли лицезреть не только рекламные ролики и мультяшки, но и футбольные баталии. В отличие от остальных планов компании именно намерение превратить челябинский Арбат в спортбар под открытым небом не осуществилось.
Запрет года
Новый год всухую
Под занавес года забота местных чиновников о здоровье и нравственности южно-уральцев перешла все мыслимые границы. В декабре областное правительство сделало своеобразный подарок челябинцам, планировавшим встретить Новый год на местных курортах. Лицензионный комитет министерства сельского хозяйства Челябинской области прекратил выдачу лицензий на торговлю алкогольными напитками санаториям Южного Урала. Решение немедленно вызвало бурю негодования в первую очередь среди руководителей местных здравниц. «Курорт — это не больница, — возмущался на страницах «ЧР» главный врач санатория «Кисегач» Валерий Сорокун. — Это учреждение многофункциональное. Инфраструктура курортов включает в себя не только медицинские, но и развлекательные объекты. Люди приезжают на курорт не только лечиться, но и отдыхать. Помимо всего прочего у нас есть жилая зона, в которой проживают 3 тыс. человек. Их-то за что наказали?». К слову, запрет, который лишил руководителей южноуральских курортов серьезной статьи дохода, продержался недолго: практически сразу же после Нового года выдача лицензий была возобновлена.
Инициатива года
Портфель не теряли?
Сытость и спокойствие 2004 г. стимулировали активность малого бизнеса и обуславливали появление самых разнообразных стартапов, порой весьма неочевидных с экономической точки зрения. Так, в августе 2004-го отставной военный юрист Александр Смирнов учредил фирмочку с бесхитростным, но амбициозным названием «Городской информационный центр регистрации пропаж». Идея создать подобную структуру (по сути, коммерческое бюро находок) пришла в голову предпринимателю после того, как в РУВД, куда он принес найденный газовый пистолет, ему объяснили, что заниматься такими мелочами органам некогда и не с руки. Новое предприятие денег за возврат пропажи с рассеянных граждан не брало, а выступало в роли посредника: сведения об утрате размещались в единой информационной базе, а затем владелец извещался о поступлении данных, связанных с утерянной вещью. Услуга обходилась соискателю утерянного всего в 150 руб.
Однако, несмотря на скромные расценки, ажиотажного спроса предложение не вызвало и бюро просуществовало недолго.
Каток года
Ледовая столица
Другим, не менее знаковым для города объектом стал ледовый дворец «Уральская молния», открытие которого состоялось в декабре 2004 г. Поводы для гордости этот объект вызывал точно такие же, как и в случае с «Мегаполисом»: по уверениям журналистов, до этого момента в стране было всего одно сооружение подобного уровня — московский Ледовый дворец в Крылатском. Челябинский ответ столице, возведение которого обошлось более чем в 600 млн руб., получился вполне европейского уровня: с площадью ледовой арены в 12 тыс. м2 и трибунами, вмещающими 2,5 тыс. зрителей. Руководитель федерального агентства по физкультуре и спорту РФ Вячеслав Фетисов оценил проект очень высоко. «Уральская молния» — лучшее спортивное сооружение азиатской части России», — заявил он на открытии. По замыслу инициаторов стройки, дворцу предстояло стать федеральным центром по тренировке олимпийцев по пяти видам спорта. «Теперь перед нами стоит задача подготовить спортсменов, которыми будет гордиться Россия, — говорила шестикратная олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Лидия Скобликова. — Для этого созданы все условия, и мы обязаны оправдать ожидания».
Покупка года
Подземная «Алла»
В конце 2004 г. у горожан появилась надежда прокатиться на метро при жизни, хотя тема эта была очень болезненной — страсти вокруг строительства Челябинского метрополитена кипели, не утихая. Городская и областная власти не могли договориться о финансировании. Михаил Юревич даже ставил вопрос об адекватности проекта подземки современным городским реалиям и вообще высказывался за консервацию непомерно дорогостоящих работ. Миллиарда на метро ждали от Москвы еще в 2003 г., однако его получили метростроевцы Казани, готовившейся отметить тысячелетие города. Так что эффективность подземных работ попросту удручала — за весь 2003 г. челябинские метростроевцы продвинулись под землей аж на 87 м. Простейшая арифметика показывала, что достижения проходчиков равнялись 7 м 25 см в месяц или, с учетом выходных, 31 см в день. Такими темпами прорыть тоннель от станции «Комсомольская площадь» до станции «Лесное кладбище» (да-да, планировались и такие названия) удалось бы лет за 30–35.
Естественно, областная администрация, одним из любимых «чад» которой и считалось метро, мириться с подобным положением дел не собиралась — и выход нашелся. Было принято волевое решение: перестать рыть метро «руками» и приобрести современный зарубежный тоннелепроходческий комплекс.
Подземный бронепоезд фирмы «Ловатт Таннел Эквимпент», названный в честь дочери соучредителя «Челябметростроя» нежным именем «Алла», обошелся городу в 200 млн руб. Проектная мощность комплекса составляла 300 м в месяц — используемый до этого буровзрывной метод давал лишь 25. К слову, подобная производительность требовала соответствующего финансирования в размере 50 млн руб. в месяц. Однако подобные суммы чиновников, раскошелившихся на «Аллу», уже не пугали, и вскоре после запуска Lovat'а Петр Сумин сообщил о планах открыть первую очередь, состоящую из трех станций («Комсомольская площадь», «Площадь Революции» и «Торговый центр»), уже в 2010 г.