Posted 28 июня 2010, 10:18

Published 28 июня 2010, 10:18

Modified 18 августа 2022, 20:01

Updated 18 августа 2022, 20:01

Ручная работа

28 июня 2010, 10:18
Мастерская «Лаборатория современного искусства» стала центром возрождения в регионе древнейшего ремесла — гончарного дела. Но бизнес стал не производственным, а художественным и с учебным уклоном.

Горшок на все руки
Прайс на занятия в «Лаборатории современного искусства» насчитывает не один десяток разновидностей обучающих курсов только по гончарному делу. Здесь можно найти и экспресс-курсы, и занятия в кружке, и детские экскурсии, и работу на гончарном круге для влюбленных или семейных пар. Ценовой диапазон от 150 руб. за часовое занятие для детей до VIP-тура для взрослого на два часа за 1400 руб. Прежде чем предложить челябинцам учиться на гончаров, Ивановы изучили рынок и, к удивлению, выяснили, что получить подобные навыки в областном центре попросту негде, как, впрочем, и во всей области.
DSC_2711.jpgПервый гончарный круг купили в «Метро», он был предназначен для детского творчества. На этом «игрушечном» устройстве Анна каждый день в течение не одного месяца превращала бесформенные куски глины в сосуды, пока в какой-то момент не поняла: пришло время работать на настоящем «взрослом» гончарном круге. Нехитрое на первый взгляд устройство сделал местный умелец, свою работу он тогда оценил в 15 тыс. руб. Второй круг, более компактный, Дмитрий сделал уже сам, так же как и печь для обжига. Знакомый инженер подготовил проект, остальное оказалось делом техники. Анна вспоминает, как залезала в печь и, когда муж закрывал крышку, изнутри докладывала Дмитрию, нет ли зазоров между дверкой и печкой. И пусть печь неказистая с виду, зато все технологические параметры выдержаны на все сто.
Сегодня механический гончарный круг можно приобрести примерно за $500 – 700, а многие гончары вообще предпочитают работать на электрических устройствах. Однако в «Лаборатории» для мастер-классов выбрали механический вариант не случайно. При работе на нем человек не просто прилагает физические усилия — попробуйте раскручивать деревянный блин ногой и одновременно руками формировать сосуд: с первого раза аттракцион повышенной сложности редко у кого получается. Зато такие упражнения развивают не только творческое начало, но и работу каких-то секретных центров мозга, отвечающих за согласованность действий всего организма в целом. Современному человеку, окруженному пультами управления, клавиатурами и другими техническими примочками, наверное, жизненно необходимы подобные тренировки. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и потрясающие тактильные ощущения, которые возникают при работе с глиной, и развитие мелкой моторики, которая положительно влияет на развитие умственных способностей детей. Возможно, в этом благотворном влиянии гончарного дела на человека и кроется секрет процветания курсов мастерской.
Успевай, тяни-толкай
DSC_2606.jpgНаучиться работать с глиной, и в том числе на гончарном круге, сегодня можно и по Интернету — в сети выложено немало видеокурсов. Казалось бы, чего проще: смотри, вникай и повторяй. Минусов у такой учебы несколько: во-первых, надо покупать гончарный круг и глину, во-вторых, в квартире таким хобби не займешься, в глине будет все вокруг. Живое участие мастера в обучении тоже не стоит скидывать со счетов. А вот приехать за город и погрузиться в атмосферу настоящей художественной мастерской — это реальная возможность без заморочек получить сразу и новые ощущения, и несколько приятных бонусов. Мастер-класс по гончарному делу — это развлечение, сублимация, психологическая реабилитация и много других полезных и жизненно необходимых современному компьютерному гомо сапиенсу навыков.
Анна на протяжении нескольких лет ежедневно видит, как начинают светиться лица и детей, и взрослых от одного только прикосновения к глиняному тесту. Чтобы показать, как проходят мас­тер-клас­сы, художница надевает специальный фартук — их тут на крючках не один десяток. Потом берет тот самый колобок, что замешивала часа полтора, и кладет его на гончарный круг, одновременно начиная вращать эту древнейшую в мире машину. Пока правая нога толкает основание круга, руки центруют глину. При этом кисти надо постоянно смачивать, для этого рядом с гончаром стоит тазик с водой.
DSC_2661.jpg«Я разговариваю с вами, а в это время руки делают очень важную работу — выравнивают глину. Если основа будет кособокой, сосуд «улетит», — поясняет художница. — Под влиянием центробежной силы асимметрия не позволит сформировать изделие. Поэтому и надо сначала долго формировать кусок глины на вращающемся круге». Когда начинать второй этап, мастер чувствует, а вот новичку, как правило, необходима подсказка наставника. Большим пальцем правой руки в центре будущего горшочка Анна осторожно начинает продавливать отверстие. Сначала маленькое, оно постепенно увеличивается, при этом каких-то заметных действий мастер не совершает. В этом и есть магия гончарного дела: последние этапы работы просто волшебство, будто бы в глину постепенно вдыхают жизнь. Горшок, только что сошедший с гончарного круга, как будто вылепили из размягченного сливочного масла — обращаться с ним надо нежно. Сначала изделие в течение примерно десяти дней высушивают в тени и только потом обжигают. Словом, похвастаться результатами работы сразу не получится, только через пару недель.

Почем творчество?
Посуда, изготовленная на гончарном круге, хотя и актуальна и востребована в современной кулинарии, ажиотажным спросом на рынке не пользуется. Готовить в горшочках ручной работы можно только в духовке — открытого огня они не выдерживают, трескаются от перепада температур. Поэтому, несмотря на исключительный вкус пищи, приготовленной в глиняном хэнд-мейде, современные хозяйки предпочитают более утилитарную посуду.
DSC_2740.jpgСебестоимость горшочка складывается из нескольких статей затрат. Глины на него может уйти до 2 – 3 кг. При этом килограмм сырья отличного качества, к примеру производства Дании, стоит 100 руб. Гончарная красная глина производства Гжельского завода обойдется гораздо дешевле, в 18 – 20 руб. за кг, однако начинающим лучше использовать импортный продукт: качество и другие показатели у него не в пример выше. К затратам на сырье надо прибавить плату за электричество (обжиг продолжается три дня), работу мастера, аренду помещения и коммунальные платежи. В результате стоимость небольшого сосуда может составить от 500 до 1000 руб. Открывать полноценное гончарное производство Ивановы не планируют, их семейный бизнес сегодня окончательно приобрел художественные, творческие и обучающие черты.
Маркетинговую стратегию «Лаборатории» раскрыл Дмитрий: «Активный спрос на обучающие курсы мы поддерживаем рекламой. Отлично зарекомендовали себя и подарочные сертификаты. Такой презент вызывает фонтан положительных эмоций, я это наблюдал не раз. Как только человек оказывается в мастерской, он буквально забывает не только о проблемах, но и о времени». Анна в свою очередь недавно убедилась в том, что старое доброе сарафанное радио с успехом заменили социальные сети Интернета. Так сами собой находятся новые ученики. Оказывается, многим пользователям по приколу оторваться от монитора и попробовать себя в таком «грязном» деле, как гончарное. В привлечении адептов помогают и те, кто уже побывал в мастерской и понял на собственном примере: не боги горшки обжигают, а обычные клерки, с дефицитом тактильных ощущений и неутолимой жаждой творчества.
«По просьбам трудящихся» Ивановы открыли филиал мастерской в центре Челябинска, студию назвали «Пикассо». Здесь установлены компактный гончарный круг, длинный стол для работы с учениками, а на стенах размещена выставка работ Анны Ивановой и ее учеников. Экспозиция будет постоянно обновляться, так что шанс попасть на стены и стенды «Пикассо» есть у каждого.
Подпишитесь