Так вот – и новость про «самых влиятельных деятелей» и вся шумиха с этим связанная наконец-то сложились в моей невежественной голове в общую картину.
От которой мне по-настоящему грустно.
Попробую по порядку:
1. С самого начала этой истории меня смущала приставка «панк». Почему? Потому что «панком» можно прикрыть всё что угодно – отсутствие музыки, таланта, хорошего вкуса (хоть какого вкуса).
Я не имею в виду всю панк-культуру. Я говорю о том, что эти четыре буквы стали использовать в качестве карт-бланша. Я знаю, о чём пишу: я сам в своё время играл «Anarchy In The UK» и видел массу народу, который называл себя панками ещё в 90-х годах. Я их с тех пор называю «типа панки»: для большинства из них это было просто билетом в тусовку – без особого понимания, что это такое, или желания что-то внести от себя. Короче, «я – панк, и поэтому я позволяю себе не уметь петь, плохо владеть музыкальным инструментом, бухать и вести себя как полное чмо».
Удивительно на их фоне смотрелись группы, музыка которых была даже больше панком, чем Sex Pistols: в них было что-то настоящее, какая-то простота, энергетика.
И если свести суть панк-движения (когда оно только появилось в середине 70-х) всего к одной фразе – вернуть рок-музыке её исходную энергетику – то именно такие группы с их драйвом было по-настоящему интересно слушать. И их гораздо меньше интересовал мат с телеэкрана, эпатажность и не музыкальная составляющая.
Я не знаю, сколько Вы сможете назвать честных и интересных панк-проектов в России со времён Летова или хотя бы Хоя.
Pussy Riot и наши разжиревшие священные панк-коровы (до блевотины пошлые и коммерциализированные) к ним явно не относятся. Короче, звание настоящего панка нужно заслужить. И не сомнительными PR-акциями…
2. Как получить мегатонну внимания:
а) Обзовись панк-группой. Ещё лучше – феминистской панк-группой (так типа тебе больше можно)
б) Выбери две наболевших темы, без особого погружения (Путин и попы – их сейчас модно ругать, значит, это будет ещё и акция протеста)
в) Замути акцию и выложи её в интернет
Я достаточно внимательно отнёсся к теме – я попытался посмотреть «панк-молебен» (смог только первые несколько секунд). Я пересмотрел довольно много видео-материалов в защиту и в обвинение Pussy Riot (с Михалковым, Невзоровым, Ахеджаковой и др.). Я послушал интервью девушек – попытался понять, кто они, в какие моменты они настоящие. Что в них такого есть?
Я просто ОФИГЕЛ от количества информации, посвящённой неумелому PR-поступку (я испытал отвращение – честно) недалёких девушек, направленному исключительно на то, чтобы, как выразился один комментатор, показать миру ж..., просто написав на ней фамилию самого высокопоставленного в России чиновника (это же круто, мы же панки!).
И – мне кажется – дамы и сами ОФИГЕЛИ от того количества внимания, которое они хапнули (надолго закрыв свои PR-задачи).
3. Не ставьте меня перед искусственным выбором
У меня есть разные друзья и знакомые. С разной религиозной и гражданской позицией.
Есть те, у кого богатый опыт общения и с чиновниками, и с судами, и с российским бизнесом. Но есть и обычные болтуны, которые активно участвуют в разных акциях протеста (а в перерывах делают вид, что работают).
И время от времени у нас заходит разговор о выборе, который почему-то кажется мне искусственным.
Я понимаю, что подставляю свою шею под груду камней, но всё же иду на риск.
Что мне очень НЕ понравилось во всей шумихе с Pussy Riot, так это неумение выступающих лиц посмотреть на ситуацию с другой позиции, кроме как «казнить нельзя помиловать»: или только «за», или только «против».
Мне кажется нормальным наказывать (хотя бы порицать) хулиганство, дурной вкус и хамство.
Вы можете сказать, что не мне решать, что такое дурной или хороший вкус (кстати, не потому ли вокруг наблюдается то, что наблюдается, что мы уже давно это НЕ решаем?).
Короче, в вопросе о виновности Pussy Riot и наказуемости их поступка я однозначно скажу – такое нужно наказывать.
И вот здесь и начинается тот самый искусственный выбор: так я что, выходит, за Путина и попов?
4. Когда мне было лет пять-шесть, моя бабушка сводила меня в церковь в какой-то далёкой поездке. Мне вручили свечку и какую-то печеньку, чтобы я передал её нищенке. Это, пожалуй, всё, что я помню из деталей.
Но гораздо лучше у меня сохранилось общее впечатление. Мне там НЕ понравилось. И это ощущение возвращалось почти при каждом соприкосновении с церковью.
Я знаю православных, которые органичны в своей вере. Это разные люди. С ними интересно. Они в этом мире со мной, хоть я в этом вопросе и не на их стороне. Я уважаю их за их выбор, и ещё больше я уважаю их за то, что они не навязывают этот выбор мне (даже в ситуации ограниченного пространства или ресурсов).
Я знаю, что, как любое явление такого масштаба, православие несёт в себе всякие аспекты – как положительные так и отрицательные.
Я понимаю, что Пётр обязал батюшек стучать на приход, но я также немного знаком и с поразительной русской православной музыкой (кстати, Pussy Riot начали свой «молебен» с духовной композиции Рахманинова).
Я несколько раз подступался к христианству, но принять его не смог – ни логикой, ни сердцем. И я честен в этом.
При этом я верю в то, что мы – не просто «Лексус», который в результате аварий и случайностей оброс нужными наворотами и эволюционировал в «Лексус» из «Нивы»: пусть даже у него было на это несколько миллиардов лет.
Когда-то давно судьба столкнула меня с человеком, который познакомил нас со СВОЕЙ теорией теории происхождения жизни. И Дарвин с его догадками был только частью этой теории.
И мне очень не нравится, когда меня ставят перед выбором: ты за Дарвина или за попов?
Ни за кого! Я считаю, что на сегодня недостаточно аргументов для окончательного вердикта (и дарвинизм – такой же акт веры, только под «научным» соусом).
Кстати, во время войны моя же бабушка (которая сводила меня в церковь на экскурсию) работала по 16 часов, ночевала у станка и первая на заводе выполнила норму в 1000%, обтачивая снаряды для фронта.
Жизнь неизмеримо больше этих псевдо-выборов – понимаете?
Когда указывают на врага, нужно искать манипуляцию.
Когда указывают на героя, нужно искать манипуляцию (теперь уже так, к сожалению).
Не ставьте меня перед искусственным выбором – здесь тоже чувствуется манипуляция.
5. Не говорите мне «Ты против Pussy Riot, значит, ты за Путина».
Мне кажется, дело вовсе не в Путине или в мировом правительстве или в чём-то ещё.
Власть запросто может оказаться серой или некомпетентной – потому что она часть нас, серых и некомпетентных.
Я не знаю всей правды – правды Путина, Обамы или главы КНР. Я не знаю, есть ли кто над ними, и как всё это по-настоящему работает. Я понимаю, что ВСЁ, что я знаю об этом – сведения из четвёртых или восьмых рук (в лучшем случае). И большая часть этих сведений – произведения исключительно художественные.
А жизнь сама по себе неизмеримо больше этих художеств.
С недавних пор я понял, что минимум 80% неудач и неразберихи, которая случается со мной в моей жизни – это следствие моей некомпетентности (как homo sapiens), неумения принимать решения, слышать своих детей, вообще понимать, кто я и зачем я здесь. И только 20% (наверняка заметно меньше) неудач можно списать на политическую ситуацию, религиозное давление, происки СМИ или Римского клуба (список легко поддаётся кастомизацииJ).
То же самое относится и к бизнесу.
Мало того, у меня есть подозрения, что, если меня поместить в идеальную среду – с лучшим в мире президентом, свободами, удобством ведения бизнеса, налогами, нулевым уровнем конкуренции и т.д. – то я тем же чудодейственным способом продемонстрирую такой же процент некомпетентность, неумений и непонимания.
Понимаете, мне кажется, важно заниматься своей ГЛАВНОЙ задачей, и жизнь помещает нас в самые лучшие условия для этого.
Может быть, я идеализирую…
Может быть перемены, которые происходят в нашей стране – судя по общему фону отрицательные – накроют меня рано или поздно, и мне прилетит так, что мало не покажется.
Ладно, пусть я буду Архимедом, который сидит и чертит свои геометрические фигуры на песке, пока римляне крушат его город. Возможно, я тоже скажу перед смертью «не затопчите рисунки».
Но я хотя бы попытаюсь что-то нарисовать, понять, создать то, что живёт внутри меня. И стать за отпущенное мне время Архимедом (то есть самим собой), а не идти на поводу у внешних раздражителей.
Если девять из десяти читателей этой статьи прервётся и взглянет в себя, то увидит там Архимеда, у которого так и не получается в этой жизни добраться до самого важного – до своих рисунков. Просто некогда.
И очень часто Вам некогда, потому что разум находится в неспокойном состоянии – слишком много приходится переживать: за Родину, за воровство на Олимпиаде, за Пусси Райот, за Украину, за чёрт знает кого ещё.
Толку от Архимеда-рядового было бы в разы меньше – и для него в том числе.
6. Итак, если всё же вернуться к Pussy Riot и главной новости, которая и сподвигла меня на написание этой статьи…
Давайте немного переиначим её:
Признаны самыми влиятельными деятелями оппозиции / политики – пусть.
Признаны самыми влиятельными деятелями шоу-бизнеса – согласен (шоу в этом во всём хватило).
Признаны самыми влиятельными деятелями правозащитного движения – ладно (хотя… Вы бы пошли к ним за защитой?).
Признаны самыми влиятельными деятелями культуры?
Помните классическую историю про Октябрьскую Революцию?
25 октября 1917 года внучка декабриста теперь уже со своей внучкой видит из подвала своего дома множество бегущих ног – в сапогах, в матросских ботинках.
– Внучка, что это?
– Это революция, бабушка!
– О! Мой дед тоже хотел устроить революцию! А чего хотят эти люди?
– Они хотят, чтобы не было богатых, бабушка.
– Странно. Дедушка хотел, чтобы не было бедных.
Как применить метафору к этой ситуации?
Культура – это когда ВСЕ люди уважают друг друга, а вовсе не тогда, когда людям в сапогах теперь разрешили не уважать людей, которые одеты лучше них (и это можно назвать, например, «панк-культурой»).
Если на нас как на людей с какой-то культурной составляющей самое большое влияние в этом году оказали Pussy Riot, то…
7. Я уже писал, что девушки начали свой «панк-молебен» с одной из духовных композиций Сергея Рахманинова.
Во время войны смертельно больной православный и светский композитор Рахманинов давал концерты и присылал вырученные деньги в Советский Союз в качестве военной помощи.
Не исключено, что какая-то часть этих денег попала и на завод, где работала моя бабушка, которая сделала неудачную попытку познакомить меня с христианством (может быть, ей просто не с кем было меня оставить).
Я не стал православным христианином, но я не позволю себе прийти в храм и устроить там акцию протеста. И не потому, что я боюсь христианского Бога или светских властей.
Просто я понимаю, что жизнь неизмеримо больше всего этого.