Posted 20 февраля, 17:22

Published 20 февраля, 17:22

Modified 20 февраля, 18:40

Updated 20 февраля, 18:40

Адик Абдурахманов

Памяти челябинца Адика Абдурахманова: каким дирижером и человеком он был

20 февраля 2024, 17:22
Фото: kursdela.biz
Адик Абдурахманов

Челябинск простится с дирижером Челябинского симфонического оркестра

21 февраля в Челябинске в концертном зале имени Прокофьева пройдет прощание с заслуженным артистом России Адиком Абдурахмановым.

Этот человек в сфере культуры Южного Урала занимал, пожалуй, особое место. С одной стороны, на нем очень многое держалось в отношении развития симфонической музыки. С другой, он оставался при этом человеком очень скромным, совсем не звездным.

Челябинец

Адик Абдурахманов — для столицы Южного Урала родной человек. Он родился в Челябинске, здесь учился в музучилище имени Чайковского. Продолжил образование в северной столице. И там же некоторое время работал.

Вернувшись в Челябинск в 1987 году, в дальнейшем Абдурахманов работал только здесь до самого своего последнего часа.

Музыкант, дирижер, артист

В 80-х годах Абдурахманов играл на флейте в составе оркестра в северной столице. И в принципе мог бы и дальше там играть. Но тогда бы он не создал свой оркестр.

Видимо, ему всегда хотелось большего. И он понимал, что в Челябинске есть шанс самореализоваться.

Еще в последние годы существования СССР Абдурахманов стал солистом и дирижером театра оперы и балета имени Глинки в Челябинске.

В 1994 году Абдурахманов вместе с группой единомышленников создал в Челябинске камерный оркестр «Классика» при областной филармонии. И логично возглавил его как художественный руководитель и дирижёр.

Абдурахманов вспоминал в одном из интервью, что в «Классике» объединились единомышленники-музыканты, которые хотели «играть что-то хорошее». Начинали они с бесплатных концертов.

Наряду с этим во второй половине 90-х годов Адик работал в Уральской государственной консерватории имени Мусоргского.

Как он работал с оркестром на сцене, это надо было видеть. Абдурахманов — из числа тех немногих дирижеров, кто создан для этой профессии. Он не просто дирижировал, он жил той музыкой, которую исполнял оркестр. И он как никто умел зажигать, вдохновлять своих музыкантов.

От «Классики» к симфоническому оркестру

Оркестр «Классика» быстро стал одной из главных визитных карточек Челябинска. Его признали не только земляки, присудившие оркестру премию «Признание». Этот оркестр гастролировал во многих городах России. Также он выступал в Германии, Австрии, Швейцарии, Латвии, Литве, Эстонии, Украине, Китае, Словении, на Мальте. И неизменно выступал с большим успехом.

Оркестр «Классика» играл музыку как для камерного, так и симфонического оркестра. В том числе исполнялись произведения Шопена, Бетховена, Моцарта, Брамса, Чайковского, Шостаковича.

При этом 15 лет с момента создания оркестра «Классика» он по признанию Абдурахманова двухлетней давности никому из властей в регионе не был нужен.

Благодаря поддержке директору филармонии Алексея Пелымского «Классика» однажды все же получила свою постоянную площадку для репетиций и выступлений. А у филармонии возник свой оркестр.

Однако у филармонии не было штатного расписания под оркестр.

Переговоры о создании Челябинского симфонического оркестра велись еще с губернатором Суминым — безрезультатно. Потом такие же переговоры проходили с другими губернаторами.

По словам дирижера только при Алексее Текслере появилось решение о создании государственного симфонического оркестра.

Очень значительной частью расходов на оркестр стала покупка качественных музыкальных инструментов. А еще были нужны зарплаты, костюмы, квартиры приглашенным музыкантам. Постепенно все эти задачи были решены.

Большое признание

Абдурахманову в 2008 году присудили премию «Золотой скрипичный ключ». А еще он был лауреатом многих конкурсов и фестивалей.

Челябинский дирижер сотрудничал с выдающимися музыкантами современности, включая Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Элисо Вирсаладзе, Зураба Соткилаву, многих других российских музыкальных звезд, а также музыкантов Австрии, Англии, Америки, Франции, Германии, Японии, Южной Кореи.

Выступления Челябинского симфонического оркестра в московском парке «Зарядье» быстро стали ежегодной традицией. Вместе с ним выступали Денис Мацуев, Аида Гарифуллина, другие ведущие российские артисты.

А летом 2023 года в Челябинске состоялся беспримерный в своем роде концерт под открытым небом. На импровизированной концертной площадке возле памятника Курчатову выступала оперная певица Аида Гарифуллина, которая до этого пела на сцене Мариинского и Большого театров России, была приглашенной солисткой Венской государственной оперы.

Гарифуллина, а также солисты Большого и Мариинского театров Александр Краснов и Иван Гынгазов выступали перед челябинского зрителями в сопровождении Челябинского государственного симфонического оркестра под управлением Адика Абдурахманова. Похоже, для режиссера тот концерт стал своего рода лебединой песней.

Хотя после июльского выступления вместе с Аидой Гарифуллиной было еще немало концертов.

Что будет дальше?

В апреле 2013 года Абдурахманов организовал молодёжный камерный оркестр «Молодая классика». Это был уникальный опыт создания в регионе детского камерного оркестра. Его участниками стали ученики музыкальных школ и школ искусств Челябинска. Оркестр существует и сегодня.

У дирижера Абдурахманова была мечта — чтобы в Челябинске построили большой концертный зал. В нем он хотел сыграть Девятую симфонию Бетховена и Первую симфонию Малера. Сцена существующего концертного зала имени Прокофьева просто не вместит оркестр, который нужен для исполнения таких масштабных произведений.

Большой концертный зал в планах властей города и региона. Но пока сроки реализации проекта все время отодвигаются.

И конечно, теперь еще возникает вопрос — кто возглавит Челябинский симфонический оркестр. И кто бы это ни был, нового дирижера будут обязательно сравнивать с Адиком Абдурахмановым.

Поэт и драматург Константин Рубинский, ученик Абдурахманова, ставший соавтором ряда программ симфонического оркестра, говорил про дирижера так:

— Он в своей искренности и доброте очень органичен — это его естественное состояние, я бы сказал, моцартовское.
"