Posted 24 мая 2019,, 04:26

Published 24 мая 2019,, 04:26

Modified 16 августа 2022,, 22:44

Updated 16 августа 2022,, 22:44

Храмы и люди: ждать ли южноуральцам протестов по типу екатеринбуржских?

24 мая 2019, 04:26
Противостояние противников и сторонников строительства кафедрального собора в Екатеринбурге, длившееся всю прошлую неделю, стало поводом для «Курса дела» изучить ситуацию со строительством храмов в Челябинске и Челябинской области.

Сколько в нашем регионе действующих и строящихся православных церквей, насколько велика тяга южноуральцев к религии, стоит ли опасаться застройки культовыми учреждениями изначально светских общественных пространств, кто и каким образом определяет, где будет строиться еще один новый храм – в нашем материале.

Для понимания ситуации, начнем с сухой статистики. В Челябинской области на 1 января 2019 года, по данным Росстата проживало 3 475 727 человек, из них в Челябинске – более 1 млн. 202 тыс. человек. По данным переписи 2010 года 83,8% населения Челябинской области – русские.

Челябинская митрополия, возглавляемая митрополитом Челябинским и Миасским Григорием (Андрей Петров) по своей территории полностью совпадает с Челябинской областью и состоит из четырех епархий: Челябинской, Магнитогорской, Троицкой и Златоустовской. В самой большой по числу населения – Челябинской епархии – охватывающей восемь сельских районов и восемь городов – 149 храмов и 19 часовен, в них служат 145 священников и 21 дьякон. Общее число храмов и часовен в других епархиях – 184. Также в Челябинской области действуют четыре монастыря.

Таким образом, на территории Челябинской области расположены 356 отдельно стоящих культовых учреждений. В это число входят и недействующие, и временные, и реставрируемые, и строящиеся храмы. Например, в Магнитогорской епархии (шесть сельских районов, два города) на 32 действующих храма приходится 18 строящихся, девять неработающих и временных, и четыре восстанавливаемых.

Определить, много это или мало, на основе одной лишь статистики – невозможно. Если сравнивать с числом областных медицинских организаций, которых по данным регионального Минздрава – 141, то храмов заметно больше. Если судить по числу потенциальных православных – храмов остро не хватает.

А как с посещаемостью?

Посещаемость храмов в Челябинске и Челябинской области сильно зависит от времени суток и дня недели. Богослужения начинаются утром, в 6 и 9 часов, вечерняя служба в храмах начинается в 17, в некоторых – в 16 часов. Между этими событиями, если нет никаких церковных праздников, в храмах относительно немноголюдно: идут отпевания, крещения, освящения, венчания. Самые многолюдные богослужения происходят вечером субботы и утром воскресенья: всенощная и воскресная литургия. В эти дни в церквях действительно яблоку негде упасть.

«Максимальное значение для современного воцерковленного человека имеет воскресное богослужение. В принципе, все понимают, что люди работают, учатся, заняты семейными хлопотами, что, может, человек хотел бы вырваться посреди недели в храм, но не получается. Это было и в царской России – «шесть дней работе, седьмой – Богу», крестьяне шли в церковь в воскресенье. Поэтому в современной традиции, если ты находишь время каждое воскресенье ходить в церковь, то ты вполне выполняешь свой долг христианина. И, например, в нашей церкви на Прииске в воскресенье просто не протолкнуться, а уж если это православный праздник – то люди массово стоят на паперти, потому что внутри храма нет места. На северо-западе такая картина во всех храмах, их остро не хватает», – рассказывает челябинец Александр Олексюк.

Конечно, если зайти в православную церковь в районе полудня, то обнаружить там большого скопления людей не получится. Но как сказал в одном из интервью лидер екатеринбургской рок-группы Владимир Шахрин, и в театрах поутру нет народу, кроме пары сонных контролерш, однако, подобная дневная немноголюдность не дает повода для требований о ненужности театров из-за их «низкой посещаемости». Аншлаги в подобных заведениях нужно оценивать в тот момент, когда там происходят анонсируемые события, хоть спектакли, хоть богослужения.

«У нас в храме святых Петра и Павла в поселке Сосновка особенно в моменты причастия очень тесно. Сюда ходят помолиться люди из Сосновки и сюда ездят жители района АМЗ, которым ближе прийти в сельский храм, чем ехать в центр города. Здесь все друг другу рады и мечтают только об одном: поскорее бы завершилось строительство нового храма, которое тянется уже более 10 лет. Деньги на него мы собираем всем миром, недавно один из челябинцев привез на стройку машину кирпича. Это пожилой человек, у него свой небольшой строительный бизнес, он не подвержен никакой православной пропаганде, и свой поступок совершил исключительно по велению сердца. И таких людей, к счастью, немало», – рассказывает прихожанка храма Алена Иванова.

В пресс-службе Челябинского епархиального управления официально сообщили, что в столице Южного Урала около 30 православных общин.

«Некоторые из них имеют собственный храм, другие молятся во временном помещении (здании) и строят постоянный храм либо собирают средства для того, чтобы начать его строительство. Перечислю строящиеся храмы: апостолов Петра и Павла в Сосновке, благоверного князя Дмитрия Донского на Сталеваров, святителя Луки Крымского на Румянцева, пророка Илии при въезде в авиагородок, мученика Иоанна Воина на проспекте Победы, кафедральный собор Рождества Христова на Новоградском проспекте, иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в первой горбольнице, блаженной Ксении Петербургской в начале улицы Новороссийской. Во временном храме служат и собираются с силами перед возведением каменной церкви верующие приходов апостола Иоанна Богослова на академика Сахарова, архангела Михаила на улице Чоппа, Сретения Господня на улице Трашутина. Один храм – святого Александра Невского на Алом поле – находится в процессе реставрации», – рассказал пресс-секретарь Челябинского епархиального управления Алексей Ермолюк.

Ждут ли Челябинск массовые протесты?

После недели протестов в Екатеринбурге этот вопрос стал максимально актуальным и для Челябинска – особенно после того, как челябинский координатор движения «Открытая Россия» Денис Ибрагимов обратился к мэру Челябинска Владимиру Елистратову с требованием отменить постановление о строительстве часовни возле главного корпуса ЮУрГУ, принятое экс-мэром Евгением Тефтелевым в 2017 году.

«Вопреки воле екатеринбуржцев, РПЦ и олигархи навязывают постройку храма, который разделил горожан. Похожий конфликт может назреть и в Челябинске. Господин мэр, вы что, хотите как в Екатеринбурге?», – написал Ибрагимов в своем Facebook. Денис Ибрагимов/Facebook.comhttps://www.facebook.com/hepastaway74/timeline?lst=100034252536955%3A100005239487600%3A1558668677

Отметим, что Ибрагимов был активным участником екатеринбуржских протестов.

На следующий день после публикации обращения к мэру, Денис Ибрагимов сообщил о встрече с главным архитектором Челябинска Николаем Ющенко и готовности администрации города «обсуждать проблему», а также запостил выборку высказываний челябинцев, протестующих против строительства часовни.

«Курс дела» предложил Денису Ибрагимову более подробно обозначить свое мнение относительно возведения часовни возле ЮУрГУ и кафедрального собора в Екатеринбурге, однако общественник ответил неожиданно скупо.

«Ну, строятся храмы, я здесь причем. Мы же за защиту сквера от капитальной застройки выступаем. Не только часовни, но и магазинов и парковок. Я думаю нужно больше школ и больниц открывать, их действительно не хватает. Конкретно по тому посту, я нашел пост в одном из челябинских сообществ, который набрал самое большое количество лайков и комментариев. Ну и показал комментарии, которые набрали самое большое количество лайков, для понимания, что думают челябинцы (орфография сохранена- ред)» – заявил активист

Более красноречивым оказался один из последовательных противников строительства часовни возле ЮУрГУ, также участвовавший в екатеринбуржских протестах Илья С.

«Строительство новых церквей – это лишь часть ползучей клерикализации общества, когда вместо образовательных учреждений с помпой возводятся храмы. РПЦ выгодно, чтобы люди меньше знали о физике и астрономии, истории и медицине, тогда они чаще будут покупать в храмах всякие «волшебные предметы» типа икон и свечек. При этом священники лживо утверждают, что действуют по просьбам и с согласия общественности. Да, той общественности, которая ими уже одурманена. Вред клерикализации очевиден, он уже даже в том, что свой комментарий я подпишу начальной буквой фамилии – потому что мне практически гарантированы преследования в моем светском вузе со стороны преподавателей и ректората, если я назову ее полностью, прецеденты уже были», – заявил Илья.

Секретарь Челябинской епархии и настоятель Свято-Троицкого храма, протоиерей Игорь Шестаков сообщил «Курсу дела», что не понимает, откуда в Челябинске возьмется почва для протестов, аналогичным екатеринбуржским.

«Я даже не знаю как относиться к обращению Ибрагимова – он просто применил ситуацию шантажа для власти. В Челябинске нет почвы для протестов, ситуация с Екатеринбургом несопоставима. У епархии есть разрешение на строительство, причем разрешение, полученное в результате очень массовых общественных слушаний два года назад – но строительство и не начиналось. И не начнется, пока не будет достигнут полный консенсус. Если университет и общественность против часовни – мы согласны перенести ее в другое место. И в этом другом месте строительство тоже не начнется, пока не будет достигнуто полное согласие и непротивление всех сторон. Храм должен быть «желанным ребенком», желанным для всех. Путин правильно сказал, что храм должен объединять, а не разъединять», – заявил отец Игорь.

Кто определяет место для храмов и платит за их возведение

Во многом скандал в Екатеринбурге был спровоцирован тем, что в возведении кафедрального собора была активно задействована «Русская медная компания» уральского олигарха Игоря Алтушкина, к которой много экологических претензий. Большой бизнес, действительно, часто спонсирует возведение крупных православных храмов. Например, в Магнитогорске кафедральный собор практически полностью построен на средства ММК, хотя официально в финансировании его возведения принимало участие более 300 предприятий и организаций, не считая пожертвований граждан. Неоднократно вносили лепту в строительство церквей ЧТПЗ, «Мечел», ЧЭМК и другие, столь же крупные южноуральские промпредприятия.

В процедуре получения разрешения на строительство храма, по большому счету, ничего таинственного нет. Граждане, желающие возвести новую церковь, должны обратиться к правящему митрополиту. Получив его благословение, они регистрируют новую православную общину в органах юстиции, списочный состав новой общины иногда, по советской традиции, называют «двадцаткой». Митрополит направляет священника, который начинает окормлять общину. По ходатайству общины, муниципалитет выделяет землю под строительство храма, с учетом существующих градостроительных и иных ограничений.

«Конечно, в городе-миллионнике получить землю под строительство храма гораздо сложнее, чем в каком-нибудь селе, причины этого очевидны: есть конфликты интересов, не вся земля принадлежит муниципалитету, масса ограничений по застройке и так далее. Поверьте, что возможности «лобби РПЦ», о которых сейчас так много говорят, очень сильно и намеренно преувеличиваются. Мы скрупулезно соблюдаем все законы, мы не имеем права действовать иначе, не имеем права создавать точки разрыва в обществе», – говорит секретарь Челябинской епархии о.Игорь Шестаков.

Вопросы финансирования строительства храмов также полностью находятся в руках церковной общины. Стоимость возведения зависит от площади будущего здания, особенностей архитектурного проекта и других факторов, поэтому может быть очень разной.

«Средства на строительство храма могут предоставить сами члены «двадцатки», но обычно, они не столь состоятельны. Поэтому в большинстве случаев община во главе со священником разворачивает сбор средств на строительство храма. Это, в первую очередь, ее дело. Хотя епархиальные и другие вышестоящие церковные структуры могут оказывать помощь. Например, в нашем официальном издании «Челябинские епархиальные ведомости», а также на собственных интернет-ресурсах мы нередко публикуем объявления различных приходов с просьбой помочь в возведении храма», – поясняет пресс-секретарь Челябинского епархиального управления Алексей Ермолюк.

Реституция – как это было в Челябинске

Кроме реставрации старинных храмов и возведения новых, РПЦ активно ведет процесс реституции – возвращения зданий и участков, до революции принадлежащих церкви. Как и в случае любого пересмотра итогов передела собственности, по этому поводу то и дело вспыхивают конфликты. Последний скандал произошел весной этого года в Москве, в связи с запросом РПЦ о передаче ей всех зданий Спасо-Андроникова монастыря, где расположен, в том числе, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Это вызвало резкие протесты Минкультуры РФ, позиция Кремля по этому поводу пока не сформирована. Аналогичные протесты возникали по поводу передачи РПЦ Исаакиевского соборе Санкт-Петербурга и многого другого, менее знаменитого бывшего имущества церкви.

Как ни парадоксально, но Челябинску и Челябинской области процесс реституции, в отличие от спорных ее итогов в столицах, принес очевидную пользу.

Одним из первых в собственность Челябинской епархии в начале 90-х годов был возвращен Свято-Троицкий храм возле Зеленого рынка, где в советские годы размещался краеведческий музей. Благодаря этому, спустя несколько лет, Челябинск получил современное большое здание краеведческого музея, который теперь по праву считается одной из самых интересных достопримечательностей города.

В 2010 году тогдашний мэр и будущий губернатор Челябинской области Михаил Юревич, после визита в Челябинск патриарха Кирилла, передал РПЦ здание зала камерной и органной музыки – до революции бывшее храмом в память Святого благоверного князя Александра Невского. Решение Юревича вызвало много протестов музыкальной и культурной общественности, последний музыкальный концерт в здании Александро-Невской церкви состоялся 27 ноября 2013 года и едва не превратился в массовый митинг. Однако 5 декабря 2014 года уже состоялось официальное открытие нового Зала органной и камерной музыки в отреставрированном и перестроенном кинотеатре «Родина», который значительно превосходит бывший зал в церкви и по качеству звука и по количеству мест.

Возвращение же в собственность РПЦ бывших картофельных складов, магазинов автозапчастей, зернохранилищ и заброшенных сельских кинотеатров, устроенных в зданиях деревенских храмов, южноуральцы и вовсе только приветствовали. В большинстве из них идет активный процесс реставрации, его результаты особенно заметны в огромном храме Покрова Божией Матери в селе Булзи и храме Илии Пророка в селе Огневском Каслинского района.

Вместо эпилога

Протоиерей сельской церкви в поселке Селезян (Еткульский район) Игорь Львов, комментируя протесты в Екатеринбурге, в своем аккаунте Facebook отметил, что «есть два типа людей - одни любят, другие ненавидят... Раньше я думал есть ещё те которым всё равно, нет, они тоже ненавидят». И разместил ссылку на роман «Бесы» Федора Достоевского .

"