kursdela.biz
Игрушка для бизнеса
21 июля 2011, 14:31
Игрушка для бизнеса
Сшить одну ростовую куклу-маскота — работа адова. Оттого рынок мастерами не запружен, а спрос на фирменные куклы-талисманы в полтора человеческих роста разогревается вот уже 13 лет.

DSC_2171.jpgМастерская по изготовлению ростовых кукол при агентстве праздников «Пеппи играет» легко помещается в квартире директора компании Андрея Маврина. Компактная швейная машина почти не занимает места в шкафу, а гладильная доска служит еще и столом для раскройки деталей. Единственный признак того, что здесь шьются необычные вещи, — манекен: голову пластмассового бюста плотно обхватывает шапочка из нескольких слоев поролона. По словам мастера, это заготовка, на которую легко крепятся перья (обязательный атрибут костюма танцовщиц кМастерская по изготовлению ростовых кукол при агентстве праздников «Пеппи играет» легко помещается в квартире директора компании Андрея Маврина. Компактная швейная машина почти не занимает места в шкафу, а гладильная доска служит еще и столом для раскройки деталей. Единственный признак того, что здесь шьются необычные вещи, — манекен: голову пластмассового бюста плотно обхватывает шапочка из нескольких слоев поролона. По словам мастера, это заготовка, на которую легко крепятся перья (обязательный атрибут костюма танцовщиц кордебалета) и другие приспособления. Однако для ростовой куклы такая конструкция обычно не подходит: голова фирменного талисмана, как правило, начинается с проволочного каркаса.

Разобрал по косточкам

Назвать умение Александра Маврина делать ростовые куклы хобби язык не поворачивается — за 10 лет работы в этой области Александр стал профессионалом. Впрочем, и шить кукол он начал не из любви к искусству, просто того потребовали обстоятельства. В 90-х театральный художник Маврин работал в театре под руководством режиссера Александра Мордасова. В то время в Челябинске начали ставить большие городские праздники, которые Мордасов режиссировал. Для постановок нужны были ростовые куклы, а мастеров, кроме как в кукольном театре, не было, пришлось создавать собственное производство. Именно тогда Александру принесли в качестве образца старую куклу из ДК ЖД и разрешили ее препарировать.

DSC_2184.jpgБудущий кукольник аккуратно распорол основательно потертую оболочку персонажа новогодних елок, добрался до каркаса и разобрался с внутренней конструкцией Тоби. Та, видавшая виды, отслужившая не один десяток лет на сцене собака была сшита из натурального меха! Такой роскоши современные мастера и заказчики себе позволить не могут. Впрочем, современные материалы (искусственный мех, эластичные ткани, синтепон) не в пример лучше подходят для шитья ростовых кукол, ведь они мало весят и с ними легко работать.

Первые ростовые куклы нашим кутюрье были сшиты году в 93 м для новогоднего представления на площади Революции «Волшебник Изумрудного города». Маврин и сам не заметил, как переквалифицировался из актеров в мастера по изготовлению ростовых кукол. Талант организатора и актерское образование стали основой для создания агентства праздников, а изготовление кукол — дополнительной услугой фирмы. Благодаря недавно открытому интернет-сайту, где есть и статья, описывающая производство маскотов, мастер получает от 3 до 5 звонков в неделю с просьбой изготовить куклу.

DSC_2241.jpgЧто в основании. Проволоку для каркаса маскотов мастер покупает в магазине «Все для сварки». В среднем на один каркас уходит примерно 50 м. Процесс пайки Андрей освоил не сразу, сначала он для своих кукол использовал уже готовые каркасы от старых образцов. Однако желание сделать всю работу с нуля помогло овладеть еще одной смежной профессией. С первым каркасом, конечно, пришлось помучиться, но со временем работа начала спориться. Естественно, за почти 20-летний стаж работы кукольных дел мастером у Маврина накоплено множество ноу-хау и секретов.

Унитаз на ножках

DSC_2291.jpgОднако часто, если речь идет о маскотах, фирменных талисманах компаний, пожелания заказчиков могут звучать абсурдно. Недавно магазину сантехники для промо-акции понадобился маскот-унитаз, фирмам, продающим двери, нужны «ходячие двери», а салонам мебели соответственно «диван на ножках». Отечественные бизнесмены уяснили, что маскот как один из важных атрибутов бренда помогает продавать, повышает лояльность покупателей и выгодно отличает продукт компании от аналогичного товара конкурентов. Однако удачные образцы придумываются в Челябинске пока с трудом. По мнению Маврина, актера и человека, вполне разбирающегося в психологии, кукольный персонаж должен вызывать в первую очередь симпатию, умиление и другие положительные эмоции. Какие эмоции вызывал маскот-мерендинка, который когда-то вышел из-под рук мастера, у потенциальных потребителей сладкого кекса, предсказать нетрудно. Как ни отговаривал Александр заказчиков отказаться от идеи пустить в люди огромный брусок, изображающий кондитерскую продукцию, ничего не вышло. Впрочем, маскот получился неудачный по всем статьям: даже девушки-аниматоры, которые буквально носили костюм на плечах, стирали плечи от крепежных ремней до мозолей. Еще один пример квадратно-гнездового маскота, о котором Маврин вспоминает без всякого удовольствия, — кирпич со множеством отверстий. Производители решили с помощью полутораметрового бруска из поролона, надетого на человека, рассказать о новой продукции.

DSC_2218.jpgПроблема, похоже, кроется в том, что придумывают маскотов часто не профессионалы, а производители или продавцы тех или иных товаров. В то время как давно известно, что маскот должен быть симпатичным и все-таки по «телосложению» напоминать человека или животное. На подобные грабли, например, наступал поставщик фруктов компания Chiquita. Сначала потребителям представили банан в шляпке и с женскими ножками, обутыми в туфельки. «Тетя-банан» больше была похожа на огородное пугало. Однако потом, как пишут журналисты одного интернет-сайта, «здравый смысл одержал верх над маразмом, и на покупателя взглянула стройная и, чего греха таить, весьма соблазнительная креолка». Следуя этой логике, вместо кирпича потребителю милее маскот в образе бравого молодца в рабочем комбинезоне или очаровательная леди-мерендинка. Шить эти персонажи было бы тоже гораздо интереснее. Кстати, и работать в таких костюмах намного комфортнее, ведь они соответствуют физиологии человеческого тела.

Кадры решают все. Маскот (или талисман) есть у каждого уважающего себя хоккейного клуба. Так, у нашей хоккейной команды «Трактор» это медведь, а у ХК МВД и того пуще — пес Мухтар. Не исключено, что владельцы разных компаний, фирм и предприятий, среди которых наверняка есть немало болельщиков, переняли идею «нанять на работу» маскота. Есть-пить кукла-символ фирмы не просит, а рекламную кампанию может на себе вытащить на раз. Корпоративный талисман, несущий фирменные ценности компании, может быть милым, странным, невразумительным и даже сексуальным.

Трансформер с головой

Сейчас Маврин получает заказы не только от местного бизнеса, но и со всей России. «Я сшил штук двадцать Пинки (розовых ложечек для «Баскин Роббинса») и несчетное количество медведей для Coca-Cola, — вспоминает Александр. — Кроме качества, иногородних и особенно столичных заказчиков привлекает цена на мои куклы». Действительно, в столице одна ростовая кукла может стоить от 45 до 120 000 руб. В Челябинске цена начинается от 25 000 руб. Самый навороченный экземпляр, сконструированный и сшитый мастером, стоил заказчикам 45 000 руб. При этом примерно половина суммы тратится на расходные материалы.

«Мертвым» для мастерской стал 2008 г. Маврин говорит, что перекрестился и решил, что это направление надо закрыть, уж слишком тяжелый труд. На одну куклу уходит 140 – 150 рабочих часов, вся работа ювелирная, не разгибая спины. Однако начиная с 2009 г. заказы повалили и сегодня достигли своего пика. Решение об остановке производства как-то само собой ушло на второй план.

DSC_2207.jpgОдновременно в работе у мастера может находиться несколько кукол, но это в случае срочных заказов. Несмотря на то, что лето обычно мертвый сезон, начало нынешнего июля выдалось напряженным. Когда Александр сдал заказ — ярко-желтого трансформера — и занялся изготовлением ростовой куклы-светофора для детского праздника, который устраивают правозащитное движение «Я — пешеход» и администрация города, предыдущие заказчики решили, что трансформеру нужен шлем, которого в предварительном задании не было. Шить головной убор пришлось в спешном порядке: маскота ожидали съемки в рекламном ролике. Каркас шлема сначала паялся из проволоки обычным паяльником, затем следовала обтяжка картоном, продублированным тканью. На этом этапе без клеящего пистолета не обойтись. По словам Александра, прежде чем обзавестись надежными инструментами, ему пришлось сменить не один «джентльменский набор» кукольного мастера. Теперь-то он знает, что паяльники, к примеру, дольше служат импортные, хорошие пистолеты делает совместная российско-немецкая фирма, а самые компактные и надежные компрессоры для аэрографа (с его помощью игрушку красят) вообще производят в Белоруссии. Швейная машина для шитья ростовых кукол нужна современная, ведь вся ткань, которая используется для кукол, — стрейч, значит, сшивать детали нужно специальным трикотажным швом.

DSC_2267.jpgКроме красоты и прочности маскот или ростовая кукла должны быть, насколько это возможно, удобными для того, кто наденет эти «доспехи». Поэтому все свои создания Александр примеряет на себя, параллельно устраняя огрехи. В кукле все должно быть надежно: от обуви, в которой было бы удобно ходить несколько часов, до огромной головы, позволяющей видеть окружающую действительность. Как правило, у куклы есть еще и живот с попой, эти части тела нередко делаются гипертрофированными, поэтому крепиться к телу пышные формы, часто снабженные еще и хвостом, должны крепко и удобно для аниматора.

Маскот вне конкуренции

Рынок изготовления ростовых кукол в Челябинске скромен, конкуренции между мастерами практически нет. Для одних это основной вид деятельности, им приходится крутиться в поиске заказов. Для других игроков, к которым относится и мини-мастерская Александра Маврина, изготовление ростовых кукол — дополнительный вид деятельности, который помогает пережить летний мертвый сезон на рынке развлечений и праздников. Маркетинг нехитрый: как правило, заказчики сами выходят на Маврина. Бывает и так, что предложение сшить маскота не вызывает у мастера энтузиазма, как в случае с унитазом. Если не получается переубедить упрямцев, приходится отказываться от заказа. Александр уверен, что кукла должна быть милой, немного глуповатой и обязательно симпатичной — набор этих качеств обеспечит любовь публики, потребителей и просто прохожих. Чувство вкуса больше проявляется у заказчиков от образования: академия культуры заказала себе талисман — ученую сову, а школа № 40 — трудолюбивого муравья. Куклы получились забавными и с намеком: образование и трудолюбие — братья-близнецыордебалета) и другие приспособления. Однако для ростовой куклы такая конструкция обычно не подходит: голова фирменного талисмана, как правило, начинается с проволочного каркаса.

DSC_2311.jpg

Александр Маврин, директор агентства праздников «Пеппи играет», мастер по изготовлению ростовых кукол:

«Спрос на маскоты в Челябинске и области начал активно расти в 2009 г., не исключено, бизнес решил в кризисное время сделать ход конем и привлечь к себе внимание потребителей яркими кукольными персонажами».