Posted 10 июля 2023, 09:45

Published 10 июля 2023, 09:45

Modified 10 июля 2023, 09:49

Updated 10 июля 2023, 09:49

Скульптуры «Кентавр» и «Падающий» работы Эрнста Неизвестного. Фото из книги «Неизвестное о Неизвестном»

Старейший челябинский библиотекарь об актуальности памятников Эрнста Неизвестного

10 июля 2023, 09:45
Фото: kursdela.biz. Скульптуры «Кентавр» и «Падающий» работы Эрнста Неизвестного. Фото из книги «Неизвестное о Неизвестном»
Надежда Капитонова более 60 лет проработала в областной детской библиотеке в Челябинске, заслуженный работник культуры РСФСР. Она знала Беллу Дижур и стала соавтором книги о семье скульптора Эрнста Неизвестного. Работы его остаются актуальными и сегодня, отмечает эксперт в беседе с «Курсом дела».

В этом июле исполняется 120 лет со дня рождения Беллы Дижур, детской писательницы и мамы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного.

Корреспонденту «Курса дела» Надежда Капитонова рассказала, что ей очень везло в жизни на интересные встречи. Особенно это касается встреч с матерью Эрнста Неизвестного.

Белла Дижур

«В 1962 году, когда я была заведующей отделом Челябинской областной детской библиотеки имени Маяковского, в Свердловске проходило совещание по детской литературе. Так получилось, что я сидела рядом с интеллигентной пожилой женщиной. Оказалось, что это Белла Дижур, автор научно-художественных книг для детей. Ее активно издавали в Москве и Свердловске. Я была очень рада, что познакомилась с ней».

Позднее Белла Абрамовна приезжала в Челябинск, выступала в библиотеках. Она оказалась прекрасной рассказчицей. Юные челябинцы слушали ее, раскрыв рот.

Надежда Капитонова в 1962 еще не знала, что познакомилась не просто с детской писательницей, а с мамой Эрнста Неизвестного, который в СССР к тому моменту был уже запретной фигурой. Фронтовик и художник оказался слишком уж независимым по характеру, если подходить с советскими мерками.

Это сейчас Эрнст Неизвестный — знаменитая на весь мир фигура. Он остался в истории как выдающийся советский и американский художник XX — начала XXI веков. Неизвестный прославился созданием выразительных экспрессионистских скульптур с мощной пластикой и глубоким философским смыслом. На его скульптуры можно долго смотреть и пытаться понять их смысл. Этого художника действительно сравнить просто не с кем.

В 2007 году в Челябинске вышла книга «Неизвестное о Неизвестном: верхнеуральские страницы». Надежда Капитонова стала ее соавтором.

История семьи Эрнста Неизвестного

Наверное, мало кто из молодых челябинцев знает, что дед и отец Эрнста родились в Оренбурге, который ранее был региональным центром на Урале.

В начале ХХ века семья Неизвестновых (так в определенный период звучала фамилия) переехала в поселок Белорецкого завода. Верхнеуральский уезд был самым крупным в Оренбургской губернии. Его территория занимала весь юг нынешней Челябинской области. В 1905 году семья осела в Верхнеуральске.

Но революция и гражданская война катком прошлись по всей стране. В Верхнеуральске сначала был террор белых, потом красных.

Отец будущего скульптора — Иосиф. В Вехнеуральске окончил реальное училище. Успел повоевать в гражданскую войну, потом работал врачом. В 1920 году дед Эрнста Неизвестного Моисей решил увезти семью из Верхнеуральска в Екатеринбург.

В 1925 году в Свердловске (так уже был переименован Екатеринбург) родился мальчик, которого назвали Эриком.

Судьба художника в СССР

Белла Абрамовна Дижур вспоминала (эти ее слова приводятся в вышеупомянутой книге), что сын рано начал сначала лепить фигурки, потом рисовать. Уже в начале 30-х годов маленький Эрик из куска сырого ржаного хлеба вылеплял фигурки рыцарей. Он был очень одарен и очень независим. Оформляя паспорт, сменил имя Эрик на более жесткое Эрнст. Независимым характером молодой человек вышел в отца.

В советские времена у молодого Неизвестного поначалу был стремительный творческий взлет. Одаренный художник получал медали на конкурсах и выставках. Естественно, у него появились завистники.

Взлет резко оборвался в том самом 1962 году после всем теперь известной выставки молодых художников в Манеже. Никита Хрущев был возмущен творениями, которые там увидел. Эрнст Неизвестный резко ответил руководителю государства. Разумеется, это не сошло с рук художнику.

После скандала в Манеже персональные выставки Неизвестного в СССР стали невозможны. Они проходили уже лишь за границей. В 1976 году Неизвестный был вынужден уехать в США. Скульптор с возмущением рассказывал, что в СССР у него разломали 250 готовых работ, разрезали автогеном 15-метровую металлическую скульптуру.

Ситуация изменилась с приходом к власти в СССР Горбачева. А потом президент России Ельцин наградил Неизвестного орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени и сделал своим консультантом по вопросам культуры. Но самое главное — если бы не Ельцин, не появился бы 15-метровый монумент «Маски скорби» в Магадане.

Выступление в Свердловске

В 1990 году Эрнст Неизвестный приезжал в Свердловск (название Екатеринбург вернется городу спустя год) вместе с матерью Беллой Дижур. Скульптор выступал перед большой аудиторией в Уральском госуниверситете.

Надежду Капитонова пригласила на ту встречу Белла Абрамовна Дижур. Надежда Анатольевна пыталась записывать речь Эрнста Неизвестного. Не владея стенографией, она записала не всё. Но потом выяснилось вдруг, что больше таких записей выступления знаменитого скульптора не вел никто.

Между тем в этих записях есть немало интересного, заставляющего задуматься и сегодня. Например, на вопрос »Возможно ли возрождение духа и культуры?» Эрнст Неизвестный ответил: «Достоевский говорил не о быте, одежде, а о высшем: этике, религии. Неизбежно спасение и возрождение (через наши страдания). Печальные надежды даёт история. Не великие нации, а отдельные племена в пустыне создали Библию».

А главным своим произведением на той встрече Неизвестный назвал «Древо жизни».

Тяжелый путь работ Неизвестного к зрителям России

В 2003 году в Верхнеуральске открылась выставка работ Эрнста Неизвестного, которая всколыхнула весь город. Она прошла в помещении краеведческого музея. Это была вторая после Москвы персональная выставка в России знаменитого скульптора. Сам автор прислал приветственное письмо из США: «Вы и есть те зрители, которых я желал и ждал почти 60 лет своей жизни художника». В то время Эрнсту Неизвестному было уже 78 лет.

Губернатор Петр Сумин сказал на выставке так: «Это большое событие. Еще один повод для гордости нашей малой родиной. Задача большого художника не в том, чтобы нравиться, а в том, чтобы заставить задуматься. Выставленные здесь работы требуют осмысления, напряжения ума, времени, а может быть, и спора с автором».

С тех пор Верхнеуральске работает постоянная экспозиция, посвященная Эрнсту Неизвестному.

А в октябре 2004 года Надежде Капитоновой довелось увидеть одной из первых скульптуру Неизвестного (то самое «Древо жизни») в Москве, где ее официальное открытие из-за событий в Беслане перенесли.

Надежда Анатольевна очень жалеет по поводу истории с проектом «Треугольник скорби» в конце 90-х годов. Три мощных композиции на темы несвободы и насилия над личностью планировалось поставить в Магадане, Воркуте и Свердловске.

Причем, уменьшенную скульптурную композицию «Маски скорби», предназначенную для Урала, Неизвестный привез из Нью-Йорка. Скульптура представляла собой два плачущих человеческих лика, обращенных один в Европу, другой в Азию. Как известно, именно на Урале проходит граница между этими частями света. Настоящую модель памятника Неизвестный сделал в Свердловске в 1990 году.

Но дальше произошло непонятное. Деньги на установку уральского памятника куда-то исчезли. Гипсовую модель оставили пылиться в павильоне художественного фонда. Потом ее вовсе распилили на части и положили в подвал.

Неизвестный был взбешен. По договору об авторском праве он мог, если памятник в течение 10 лет не установлен, расторгнуть соглашение. Скульптор направил челябинца Михаила Петрова как свое доверенное лицо в Екатеринбург.

Но просто так макет памятника представителю Неизвестного отдавать отказались. Потребовался суд, чтобы «Маски скорби. Европа-Азия» были перевезены в Челябинск. Это было логично. В Челябинской области в сталинские времена работала сеть лагерей ГУЛАГа, в которых содержались десятки тысяч человек.

Однако и в Челябинске установить скульптуру не удалось. Тоже нашлись противники такого проекта.

Если в Свердловске в дело вмешались представители церкви, то в Челябинске слишком долго искали достойное место для «Масок». А когда нашли (на площади Павших революционеров), оказалось, что нет денег на отливку памятника.

Несколько лет уменьшенная скульптура «Масок скорби» провела теперь уже в челябинских подвалах, после чего вернулась-таки в Екатеринбург. Где теперь и размещена на 12 -м километре Московского шоссе, где находится мемориал жертвам сталинских репрессий. «Маски скорби» хорошо видны всем проезжающим по шоссе.

Кстати, сам Эрнст Неизвестный принял идею друзей-философов по поводу этой скульптуры. Самое подходящее название для нее, на взгляд автора, «Жертвам утопического сознания». Скульптор объяснял так: «Смысл моего памятника шире, чем скорбь о жертвах сталинской тирании. Он должен напоминать о глобальных трагедиях человечества в ХХ веке — как предостережение ныне живущим и тем, кто будет жить после нас».

Уже 10 лет, как в Екатеринбурге работает музей имени Эрнста Неизвестного. На домах, где жил он, и где жила его мать, висят мемориальные доски. Но усвоены ли уроки Эрнста Неизвестного российским обществом?

Ранее «Курс дела» рассказывал о приезде в Челябинск в 1989 году академика и депутата Андрея Сахарова, который во время своего выступления сделал печальный вывод в отношении нашей страны.

Подпишитесь