Для начала стоит сказать, что улица это носит имя не поручика из анекдотов, а названа в честь тяжелого сражения 1942 года под Ржевом.
Магнитогорский краевед Юрий Лобанов рассказал «Курсу дела», что это интересное в архитектурном отношении здание по улице Ржевского, 6 (там раньше были школа и ремесленное училище) госкомитет по охране объектов культурного наследия отказался включить в список выявленных объектов культурного наследия.
Находится здание во втором квартале магнитогорского Соцгорода.
Сейчас этот участок продали челябинскому застройщику. Значит, велика вероятность, что старое здание снесут и на этом месте начнут жилищное строительство, не соответствующее стилистически окружающей застройке. Участком владеет госкомпания Дом.РФ.
Теперь стоит сказать, чем же это здание интересно кроме возраста. По мнению Лобанова объект интересен своей компоновкой в плане. Она напоминает компоновку новокузнецких школ (всего было построено две, сохранилась одна) авторства В. Шютте.
В. Шютте и его супруга М. Шютте-Лихоцки работали в те далекие времена в группе архитектора Э. Мая — как в Магнитогорске так и в Новокузнецке. Специализировались они на проектировании школ (В. Шютте) и детских садов (М. Шютте-Лихоцки).
Авторству этих зарубежных архитекторов принадлежат в Магнитогорске здание школы ФЗУ (Пушкина, 21) в соседнем первом квартале Соцгорода и находящееся рядом с первым кварталом здание детского сада (Чайковского, 52).
Что касается зданий второго квартала, там также выстроен детский сад (по улице Ржевского, 3) и упомянутая школа (Ржевского, 6). Но строилось это всё уже в момент отъезда европейских архитекторов. Поэтому достоверно установить авторство проектов на данный момент невозможно. Тем и интересны эти оба здания. В частности, подвергаемое опасности сноса здание школы.
Магнитогорское здание школы строилось, по приблизительным данным, в период с 1933 по 1938 год. То есть проект должен был быть разработан ранее.
Рядом находящееся здание детского сада — по улице Ржевского 3, архитектурно похоже на первый объект, виден «почерк» архитектора. Но и это здание также не включили в список выявленных объектов культурного наследия. Сейчас его достроили (появились террасы) и убрали оригинальную крышу.
По мнению краеведа в оформлении этих зданий видны детали классицизма (переходного периода) 40-х годов. Но компоновка и габариты двух зданий также содержат черты конструктивизма, баухауса и архитектурного стиля neues bauen.
В спецлитературе по архитектуре есть утверждение, что упомянутые архитекторы также успели разработать несколько проектов для СССР не по европейским, а по советским нормам.
В сентябре 2022 года Лобанов писал жалобу руководителю областного комитета охраны объектов культурного наследия и призывал принять меры, чтобы не допустить сноса исторического здания. Краевед объяснял, в чем ценность объекта.
«Здание строили в период архитектурных экспериментов молодого социалистического государства, предоставившего полигон в Магнитогорске для воплощения смелых архитектурных решений — как советским архитекторам, так и симпатизирующих СССР иностранным (немецких (Э. Май, К. Леманн и др.), австрийских (М. Шютте-Лихоцки, В. Шютте), голландских (Й. Нигеман) и многих других в количестве около трёх десятков человек)», — отмечал Лобанов
Он подчеркивает в беседе с «Курсом дела», что это здание — неотъемлемая часть архитектурного комплекса второго квартала Соцгорода.
С архитектурной точки зрения данное здание — пример пространственно-планировочной структуры и эстетики стиля Neues Bauen. Оно содержит элементы баухауса, а также элементы схожего стиля русского пост- и конструктивизма.
Когда решается, признавать то или иное здание объектом культурного наследия или нет, учитывается также его мемориальная ценность. В данном случае она связана с периодом взаимодействия в СССР австрийских, немецких, нидерландских и советских архитекторов периода бурного развития архитектуры 20-30 годов ХХ века.
Кроме того магнитогорцам не стоит забывать, что именно здесь учились тысячи будущих металлургов (и не только) Магнитогорска. Десятки из них стали Героями Соцтруда, многие воевали в Великую Отечественную. Были награждены государственными наградами, в том числе посмертно. Это часть истории города, как ни крути.
Сейчас мы знаем Магнитогорск как центр металлургии. Но тогда, когда комбинат еще только строился, молодой город был по сути экспериментальной площадкой и творческой лабораторией архитекторов и строителей.
В разработке плана Магнитогорска участвовал архитектор из Франкфурта Эрнст Май, известный как создатель районов массовой жилой застройки.
В свою команду он набрал не только соотечественников, но и специалистов из Голландии, Швейцарии и других стран Европы.
«Пока существует частная собственность, и политика предпочитает частные интересы общественным, все разговоры о плановом строительстве городов останутся без продолжения. Совершенно по-другому относятся к этим вещам в Советском Союзе. Впервые в истории у нас есть возможность систематического градостроения или развития городов с полным учетом человеческих нужд и требований людей. Мелочные спекулятивные интересы мешают развитию города в XX столетии», — говорил в 30-е годы Май, вдохновленный идеей построить город «с нуля».
Европейские архитекторы, правда, быстро столкнулись с суровой советской действительностью — остро не хватало тогда как строительных материалов, так и высококвалифицированных рабочих кадров.
Тем не менее на правом берегу реки Урал в Магнитогорске построили ряд зданий, которые теперь считаются интересными образцами советского неоклассицизма.
А после победы СССР в Великой Отечественной войне в Магнитогорске и вовсе развернулась масштабная монументальная стройка.
Архитекторы тех лет действовали свободно, вдохновляясь опытом Рима и эпохи Возрождения. Они осваивали и применяли на практике труды Палладио и Росси, Витрувия и Леона Баттисты Альберти, Кваренги и Баженова.
Кстати, многое взяли архитектурные экспериментаторы и от Санкт-Петербурга. Они, например, скопировали трехлучевые схемы Ленинграда. В результате улицы молодого Магнитогорска замыкались доминантами зданий, которые хорошо просматривались в створе.
Сегодня «классические» городские кварталы занимают примерно 1/5 часть Магнитогорска. Это вообще повод для отдельного разговора — как сохранить те здания, по которым можно в буквальном смысле изучать историю города.
Ранее «Курс дела» рассказывал про ситуацию со старыми зданиями в Челябинске. Где, увы, к сохранению объектов культурного наследия относятся не лучше, чем в Магнитогорске.